Для российского рынка новых грузовых автомобилей 2018 год выдался не самым удачным. Однако некоторые производители смогли добиться на общем фоне впечатляющих результатов. В их числе — Scania, чьи результаты продаж стали наилучшими среди иномарок. Генеральный директор «Скания-Русь» Войцех Ровински не склонен преувеличивать свою роль в этом. Основной вклад в успех компании, по его мнению, внесла работа дилеров с клиентами на местах. Об этом и не только он рассказал в интервью ГиД.

Войцех Ровински Scania

Генеральный директор «Скания-Русь» Войцех Ровински не склонен преувеличивать свою роль в успехах компании (фото: «Скания-Русь»)

– 2018 год стал на редкость удачным для Scania в нашей стране. Марка добилась рекордных показателей продаж и заслуженно стала самой продаваемой на отечественном рынке новой техники. Насколько неожиданным для вас стал такой успех?

– В течение года было много неожиданных событий — по поводу санкций и взаимоотношений с США и Евросоюзом, а также связанных с топливным рынком. Поэтому самым неожиданным для нас было то, что сам авторынок смог выдержать в таких условиях высокий уровень продаж прошлого года. Российская экономика показала свою силу и свою эффективность.

Да, изначально мы рассчитывали продать больше, и наша динамика продаж в России — точно так, как и у всех, — сильно замедлилась. Но тем не менее, как и было озвучено сегодня, это по-прежнему самый большой рынок для нас наравне с Бразилией. Мы очень довольны, что за счет этого увеличения объема продаж и количества поставок снова стали лидерами рынка.

Мы очень довольны, что снова стали лидерами рынка.

Прежде мы так же четыре года подряд были лидерами, но в 2017 году нам не повезло из-за лимитов производства. В 2018 году все вернулось на свое место.

– Если не ошибаюсь, на прошедшей сегодня (12 марта. — Прим. ГиД) пресс-конференции не был озвучен прогноз и план продаж на 2019 год?

– Не был. Но мы думаем, что этот год будет для нас с позитивной динамикой. Рассуждать, на сколько именно: на 5, 10, 15% — очень тяжело. Сейчас идет март и до конца года еще многое может случиться.

Как я и сказал, в прошлом году рынок смог выдержать все неожиданные сюрпризы. Но сколько еще «запаса прочности» осталось для его роста на следующие годы, этого мы не знаем. Есть объективные потребности рынка в новой технике, есть объемы перевозок и есть общее развитие экономики… Лично я думаю, что все должно быть более-менее хорошо.

– За счет каких сегментов техники вы можете прибавить по отношению к 2018 году?

– Это дальнемагистральная техника. Мы рассчитываем здесь на рост, потому что наши клиенты приобретали много такой техники начиная с 2014 года. И по нашим ожиданиям, с 2019 года — через пять лет — они должны начать активно обновлять свои парки.

С моей точки зрения, за это время перевозчики увидели эффективность нашей техники. Также они столкнулись с необходимостью сокращения расходов на топливо, плюс на рынке есть проблемы с хорошими водителями.

По нашим ожиданиям, с 2019 года клиенты должны начать активно обновлять свои парки.

Поэтому стоит задача повышения эффективности перевозок. Не только с точки зрения финансовых и материальных ресурсов, но и с точки зрения человеческого капитала — с точки зрения использования водителей.

– Это то, о чем вы сегодня говорили: программы обучения водителей, коучинг?

– Да, это очень важно в сегодняшних условиях. Я бы сказал, что цены на топливо — это такая общая болезнь рынка, с которой перевозчики живут ежедневно. Но второй важный фактор и потенциал роста эффективности перевозок — это водители, повышение их уровня вождения.

– Каким вы ожидаете дальнейшее развитие ситуации на топливном рынке в России?

– Я думаю, вам лучше задать этот вопрос на Красной площади… (смеется).

– Было бы правильным со стороны российского правительства заключить новое соглашение с нефтяными компаниями, чтобы ситуация и дальше оставалась полностью под контролем?

– Я думаю, что ситуация с топливом внутри России на 100% под контролем. И здесь нужно иметь общую точку зрения государства на данный вопрос.

Лично я смотрю на вопрос очень узко, только с точки зрения транспортных компаний: какие деньги они теряют на топливе. И понимаю, этот вопрос на самом деле гораздо шире, чем мой личный взгляд на ситуацию в подобном ракурсе.

заправка АЗС Schell

По мнению главы Scania, ситуация на топливном рынке в России полностью под контролем государства (фото: АВТЭК)

В то же время я думаю, что здесь, в России, ситуация контролируется гораздо лучше, чем в Европе или в США, где они полностью подвержены ценовым рискам на топливном рынке.

Это не все чувствуют здесь, в вашей стране, но в общем и целом ситуация в Европе или в Штатах в этом плане куда менее стабильна. Когда у них начинают расти цены на топливо, то скачки иногда случаются в разы выше, чем в России. Возьмите ту же Францию… Здесь же государство регулирует экономику и выравнивает эти цены.

– В продолжение темы топлива. Сегодня прозвучала информация по газомоторной технике Scania. В какие сроки вы ожидаете прорыва по данным технологиям в России?

– Я думаю, что 2019-й станет годом, когда те клиенты, которые ранее уже начинали приобретать и пробовать такую технику, будут постепенно увеличивать объемы закупок. И еще больше компаний начнут сами проверять, как это работает практически.

Пока что остается такое мнение, что газомоторная техника — это в большей степени экспериментальный и не до конца разработанный продукт. И никто не хочет ставить эксперименты на своих автоколоннах.

Но у нас в Scania есть много доказательств того, что это уже обычный стандартный продукт, который хорошо работает на практике. Поэтому, на мой взгляд, когда люди увидят, как это действительно работает и когда в стране увеличится инфраструктура газовых заправок, то рост продаж такой техники будет многократный. Думаю, это случится уже в следующем, 2020 году.

– Есть ли у вас сегодня какая-то основная газомоторная модель, которую вы готовы поставлять крупными партиями уже в 2019 году?

– Тягач G410 4х2, с 12-литровым и 410-сильным двигателем, работающим на сжатом газе. Сейчас это самый продаваемый наш автомобиль в данном сегменте. Но также есть много запросов на наши тягачи в вариантах 6х4 и 6х2, а также на шасси 6х4. Мы довольно спокойно отгружаем технику всех этих модификаций.

тягачи Scania на газе

По мнению г-на Ровински, значительный рост продаж газомоторной техники в России начнется с 2020 года (фото: «Скания-Русь»)

– Но речь пока идет о лишь маленьких партиях?

– У нас есть запрос на машины в количестве 100 единиц  со стороны одной из компаний. И сам факт того, что кто-то из перевозчиков обсуждает такие большие объемы поставок, означает, что они уже увидели возможность эффективного применения такого вида транспорта в своих перевозках.

– В какой стадии находится сейчас этот вопрос?

– В стадии переговоров.

– Ожидаются ли в этом году в России какие-то новые модели или модификации Scania?

– Нет. Мы только что запустили продажи моделей своего нового поколения NTG и думаем, что в этом году на них придется 90% заказов новых машин. Значит, будем увеличивать объем их продаж.

– Если возвращаться к успехам компании в 2018 году, то на пресс-конференции много говорилось про командную работу, дилерскую сеть, сервисные контракты… И все же что сегодня привносит главный вклад в успех вашей компании?

– Я думаю, взаимодействие наших дилеров с клиентами. Это та самая основная причина, по которой все больше клиентов характеризуют наш бренд как своего лучшего партнера в бизнесе. Не просто поставщика машин, а как самого настоящего партнера.

– Какого главного события или достижения вам, как руководителю, хотелось бы в 2019 году, чтобы вы были довольны итогами этого года?

– У нас есть одно основное и главное желание: увеличить базу клиентов. Чтобы все больше компаний увидели нас как своего партнера. Не только покупали машины. Мы теперь говорим не о количестве машин, а именно о количестве клиентов.

И мы уже видим наше общее движение к этому по итогам 2017 и 2018 года. Поэтому я думаю, что в 2019-м наша клиентская база лишь увеличится. Еще больше клиентов в грузовом сегменте увидят, что все-таки есть какое-то отличие от всех остальных в подходе Scania к выстраиванию взаимоотношений с ними.

У нас есть одно основное и главное желание: увеличить базу клиентов.

– То есть для вас это важнее, чем просто красивые кривые продаж?

– Абсолютно. Это важнее, потому что именно это и дает нам кривые продаж. Сами продажи не дают базу клиентов.

– Если говорить о дальнейшем развитии, то когда вы ожидаете новостей по сотрудничеству концерна Volkswagen (Scania является частью VW. Прим. ГиДс «Группой ГАЗ»?

– Не думаю, что в ближайшее время стоит ожидать новостей. Потому что здесь не все в наших руках. Переговоры с «Группой ГАЗ» и с правительством России могут вестись сколько угодно, но пока не будет принято окончательное решение о будущем «Группы ГАЗ», у нас нет возможности двигаться вперед.

– То есть объемы вашего производства в России в 2019 году пока останутся прежними — на уровне имеющихся мощностей в Санкт-Петербурге?

– Я думаю, на заводе в Санкт-Петербурге они будут увеличиваться. Мы видим потенциал роста, видим возможность расширения спецификаций машин, которые там производим. Но есть какой-то определенный уровень, на который вы можете выйти в Петербурге, а дальше нужно будет делать новые инвестиции.

И здесь возникает вопрос: как сделать эти инвестиции? Потому что увеличить производство с 400 единиц до 1000 — не проблема, а дальше что? И этот шаг дальше — как раз наш диалог между «Группой ГАЗ» и группой Volkswagen о том, как мы можем вместе двигаться вперед с повышением локализации производства в России.

Есть какой-то определенный уровень производства, на который вы можете выйти, а дальше нужно делать новые инвестиции.

– В России была анонсирована информация о том, что Scania будет привлечена к испытаниям автономного транспорта на участке трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург. Можете ли вы сообщить, в какой стадии находится сейчас ваше участие и к чему оно будет сведено?

– Мы смотрим, какие возможности испытания новейшей технологии Platooning есть в России. И мы также очень заинтересованы в сотрудничестве с компанией ГЛОНАСС в области развития связи и коммуникаций между автомобилем и дорогой, их взаимодействия между собой.

У нас были и еще ведутся переговоры по этому поводу. Я сказал, что мы очень заинтересованы не только в технической поддержке, но и в непосредственном участии в этих тестах. Зимой была длинная пауза из-за погодных условий, но сейчас мы будем возвращаться к этому вопросу и посмотрим, что будет дальше.

– Испытания должны начаться весной…

– Да, этот проект должен стартовать весной. Но есть еще и второй такой же проект по Platooning, на трассе Москва — Казань. И тоже посмотрим за развитием событий — там много не только технических, но и юридических вопросов.

– Вы, наверное, знаете о том, что в Daimler назвали технологию Platooning неэффективной и отказались от дальнейших испытаний…

– Я читал об этом. С Platooning есть маленькие сложности, потому что Platooning — это лишь один шаг на общем пути к полностью автономному движению автотранспорта.

Для автопроизводителей здесь возникает вопрос использования собственных ресурсов. И надо ответить самому себе на вопрос, где лучше использовать ресурсы, — сначала мы идем в технологию Platooning или пытаемся сразу сделать шаг дальше, к полностью автономной машине?

Scania работает и с Platooning, и с технологией автономного транспорта. И я надеюсь, что мы добьемся здесь успехов. Например, на пресс-конференции мы говорили о карьерной технике — и там есть преимущества использования Platooning и есть огромная экономия от полностью автономных машин.

карьеры самосвалы Scania

Успешность реализации технологии Platooning зависит в том числе от конкретных сегментов ее применения (фото: Scania / Dan Boman)

Поэтому все зависит от сегментов применения тех или иных технологий и от успешности их развития, а также от их последующего совмещения между собой. Потому что сами эти технологии уже изобретены. Теперь нужно только собрать их воедино и наложить на них практический опыт, решить, как управлять этими машинами.

Мы знаем, что в карьерной технике уже есть конкретные практические разработки, где автомобили передвигаются в полном автономном режиме. Но это немного не та технология автономного транспорта, о которой мы думаем. Потому что нам нужно разработать аналогичную технологию, которая будет работать точно так же не только в карьерах, но и в городах, в дистрибуции, везде. Прийти к внедрению технологии автономного автомобильного движения 2.0.

– По вашим ощущениям, когда в России можно ожидать практического внедрения автономных технологий именно в грузовом транспорте ?

– Практическая реализация — так, чтобы это все реально заработало на практике, — я бы сказал, через 4–5 лет.

Беседовал Максим Алексеев

РЕКАЛАМА