Одной из наиболее острых проблем, затронутых в ходе прошедшей 2–3 октября в Москве конференции «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности», стала тема подготовки водителей большегрузного транспорта. Анализ ситуации на рынке труда и предложения по решению проблемы дефицита кадров представил директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александр Лашкевич.
По словам Александра Лашкевича, отчасти нынешний дефицит водителей грузового автотранспорта связан с той демографической ситуацией, которая сложилась в нашей стране в 1990-е годы.
«Низкая рождаемость и высокая смертность привели к тому, что сейчас мы наблюдаем отсутствие молодых специалистов при приеме на работу. И данная ситуация, к сожалению, будет ухудшаться вплоть до 2030 года, как минимум. У нас будут проблемы с набором подготовленных профессиональных водителей», — подчеркнул он.
По словам эксперта, сегодня почти половину соискателей по вакансиям водителей с правами категории Е составляют кандидаты в возрасте от 45 лет и выше.
Еще одной проблемой, по словам Лашкевича, является тот факт, что водителей старше 50 лет работодатели принимают на работу неохотно. Это обусловлено рисками, связанными с состоянием здоровья кандидатов. Кроме того, добавил он, свое негативное влияние оказала нынешняя пенсионная реформа.
«Получается замкнутый круг: молодежь работать водителями не хочет, а «старички» уже никому не нужны. Престиж профессии неуклонно падает», — заключил топ-менеджер «Деловых линий».
«Получается замкнутый круг: молодежь работать водителями не хочет, а «старички» уже никому не нужны».
В числе причин, которые сдерживают приход молодых кадров в профессию, эксперт назвал тяжелые условия труда. Например, водителям большегрузного транспорта фактически приходится работать по 14–16 ч в сутки. Приказ Минтранса о соблюдении режима труда и отдыха, отметил Лашкевич, здесь не выступает для работодателей сдерживающим фактором. «Закон у нас в стране не соблюдается, так как невозможно исполнять этот приказ без наличия соответствующей инфраструктуры», — пояснил он.
Другой причиной нежелания молодежи идти в дальнобойщики спикер конференции назвал опасность профессии и высокую смертность среди ее представителей: «На дорогах гибнет очень много водителей, это факт».
Последние намерения Минтруда привлечь в профессию женщин, по его словам, также не станут решением проблемы. «Это чисто мужская профессия», — заявил представитель «Деловых линий».
Что делать?
Говоря о мерах по исправлению ситуации, Александр Лашкевич назвал возможные варианты действий. По его словам, первое, что необходимо сделать в стране, — это обеспечить меры господдержки для получения специальности водителя категории Е. Например, через бесплатное обучение в профессиональных школах водительского мастерства и учебных центрах. Как вариант это может быть выделение дотаций на обучение.
«Сегодня на государственном уровне в стране очень популярна тема поиска и поощрения молодых талантов. Но наша отрасль в этом плане почему-то незаслуженно обделена вниманием», — констатировал эксперт.
Первое, что необходимо сделать в стране, — это обеспечить меры господдержки для получения специальности водителя категории Е.
По мнению Лашкевича, необходимо принять меры по популяризации профессии. Также следует включить профессию водителя грузового транспорта в число специальностей, предусмотренных программами средних специализированных учебных заведений.
Кроме того, выразил убежденность представитель «Деловых линий», ряд мер могли бы принять и сами транспортные компании. В том числе повышение социальной защищенности представителей этой профессии: переход на выплату «белых» зарплат. По его словам, властям следовало бы также рассмотреть возможность более раннего выхода на пенсию водителей большегрузного транспорта. Например, в 50–55 лет.
Повышение профессионального уровня
Проблему представляет не только нехватка молодых специалистов и непрестижность профессии. Дополнительной сложностью в отрасли является низкий уровень подготовки устраивающихся на работу кандидатов.
По словам спикера конференции, в руководстве «Деловых линий» предпринимают усилия в данном направлении. Система обучения кадров в компании разбита на три этапа. Сначала это прохождение электронных курсов по темам «Транспортные перевозки и законодательство», «Безопасность перевозки грузов». Затем — непосредственное обучение безопасному и эффективному вождению. И наконец — система наставничества, когда инженером по безопасности дорожного движения проводится персональная работа по разбору ошибок.
Плоды такого системного подхода, по словам Лашкевича, налицо. В частности, обучение водителя эффективному вождению позволяет добиться экономии топлива в рейсах на 5–7%. В абсолютных цифрах это означает снижение расходов до 300 л, или 13,5 тыс. руб., в месяц.
«В год 3600 л — это уже сотни тысяч. Умножьте на число транспортных средств в автопарке — годовая экономия будет исчисляться миллионами», — заявил он.
Обучение водителя эффективному вождению позволяет добиться экономии топлива в рейсах на 5–7%.
Что касается онлайн-обучения, то за два года онлайн-курсы по безопасному вождению прошли более 2000 водителей «Деловых линий». В компании убеждены, что внутренняя корпоративная программа повышения мотивации водителей — это один из способов заинтересовать сотрудников и поднять престиж специальности.
Еще одним своим достижением в руководстве транспортного оператора считают тот факт, что компания уже несколько лет сотрудничает более чем с полусотней вузов по всей стране. «Деловые линии» предлагают студентам возможность не только стажировки, но и трудоустройства», — подчеркнул Лашкевич.
В целом, обратил он внимание, в отрасли имеет смысл ввести профессиональный стандарт водителей. «Почему такой стандарт до сих пор не утвержден в стране?! Значит, это кому-то выгодно», — выразил недоумение эксперт.
текст: Максим Алексеев
заглавное фото: «Деловые линии»