автомобили
Тест-драйв: супермощный тягач Auman EST A
Редакция ГиД продолжает проведение серии тест-драйвов грузовых автомобилей
Появление магистрального тягача Auman EST A в России было анонсировано китайским автопроизводителем Foton Motor еще в мае 2017 года. Уже в августе модель была презентована, а не далее как на прошлой неделе компания объявила официальный старт продаж в нашей стране.
Известная автоспортменка — и по совместительству корреспондент и водитель-испытатель редакции ГиД — Татьяна Елисеева провела тест-драйв новинки российского рынка грузовых автомобилей.
Общая информация
Прежде всего стоит отметить, что новый флагман грузовой линейки Foton Motor — тяжелый магистральный тягач Auman EST A с колесной формулой 4х2 создан в сотрудничестве с ведущими мировыми брендами — такими как Daimler, Cummins, ZF, Continental, WabCo и др. Оценить современный дизайн и рассмотреть интерьер кабины этого автомобиля можно было на прошедшей осенью международной автомобильной выставке Comtrans 2017.

Интересна также этимология слова, выбранного в качестве названия модели: Auto + Man. В свою очередь EST расшифровывается не иначе как Energy Super Truck — супермощный грузовик.
Тесное сотрудничество с немецким автопроизводителем Daimler сказалось на внешнем облике автомобиля: в нем без труда угадываются черты Mercedes Actros
Auman EST A попадает в ценовую категорию грузовиков стоимостью до 5 млн руб. В этом ценовом сегменте его основными конкурентами с точки зрения целевой аудитории являются КамАЗ-5490 Neo и автомобили европейских производителей с пробегом. В зависимости от вариантов двигателя и коробки передач стоимость китайского тягача варьируется в диапазоне от 4,70 млн до 5,05 млн руб.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что Foton Motor проделал большую работу и представил автомобиль с хорошими базовыми спецификациями. Компания заявляет, что расчетный срок службы мотора составляет 1,2 млн км, коробки ZF — 1,6 млн км, гарантия на тягач — три года, без ограничения пробега. При этом требования для сохранения гарантийного обслуживания очень лояльные: к дилеру нужно заезжать каждые 90 тыс. км, остальные регламентные работы можно проводить самостоятельно.

Ближайший конкурент Auman EST A — российский КамАЗ-5490 Neo также разрабатывался совместно с компанией Daimler, и при его сборке используется много аналогичных комплектующих. В то же время китайский тягач отличается наличием коробки отбора мощности и низкой выхлопной трубой, что позволяет использовать его в качестве базы для спецтранспорта.
Этимология слова, выбранного в качестве названия модели: Auto + Man
Оснащение. Кабина и двигатель
В ценовом сегменте до 5 млн руб. основными конкурентами Auman EST A являются КамАЗ-5490 Neo и автомобили европейских производителей с пробегом
Тесное сотрудничество с немецким автопроизводителем сказалось и на внешнем облике автомобиля: в нем без труда угадываются черты Mercedes Actros. И неудивительно: кабина нового тягача представляет собой модификацию кабины этого немецкого тягача. К слову, в основе кабины основного российского конкурента КамАЗ-5490 Neo заложена кабина предыдущего поколения — Mercedes Axor. По сравнению с последней у Auman ее конструкция шире на 20 см и выше на 8 см. Но главное отличие кабины в интерьере: если у «китайца» пол практически ровный, то в кабине Neo моторный туннель приподнят над полом на 30 см.

Продолжая сравнивать Auman и КамАЗ, интересно рассмотреть силовую установку тягачей. На Auman'е установлен Cummins ISG12 (образца 2014 года) с максимальной предлагаемой мощностью 470 л. с. В то время как на КамАЗе установлен Daimler OM457 (разработан в конце 1990-х годов) с максимальной предлагаемой мощностью 428 л. с. Оба мотора объемом 12 л.
Auman EST A оснащается дизельными двигателями с турбонаддувом Cummins ISG12 объемом 11,8 л, мощностью 418, 450 или 470 л. с. и крутящим моментом 2100–2200 Нм (при 1000–1400 об./мин).
Диапазон крутящего момента у Cummins немного выше, и полка мощности начинается всего на 100 оборотов раньше. Насколько это ощутимая разница, сказать трудно, особенно с учетом разных передаточных чисел в коробках. Однако двигатель Cummins на 80–140 кг легче по сравнению с мотором Daimler, а разница в весе агрегата вместе с трансмиссией в зависимости от модели составляет 200–300 кг, что существенно разгружает переднюю подвеску и ступицы.

Было приятно услышать, что производитель двигателя позаботился об условиях его зимней эксплуатации в России: Cummins ISG12 заводится без внешнего подогрева при температуре до –35°С. И установленная на автомобиль гарантия в три года (без ограничения пробега) распространяется и на силовую установку, включая турбину. По словам представителей Foton Motor, добиться увеличения срока службы крыльчатки турбокомпрессора позволило изменение технологии ее изготовления: теперь эта деталь производится из единого сплава с последующей обработкой на станке.

Отметим также, что в двигателе Cummins реализована технология моторного тормоза на спусках мощностью до 370 л. с., что, по оценке специалистов данного бренда, на 25–50% повышает эффективность торможения по сравнению с конкурентными моделями. А заодно также позволяет тягачу поддерживать большую скорость на спусках и увеличивает срок службы тормозных механизмов грузовика.

В свою очередь, встроенный регистратор данных упрощает техническое обслуживание.
Трансмиссия
На Auman EST A устанавливаются два варианта коробок передач: механическая ZF Ecosplit или передовая автоматическая ZF Traxon (крутящий момент — до 2200 Нм) с трансмиссионным тормозом ZF Intrader
На Auman EST A устанавливается механическая 16-ступенчатая коробка передач ZF Ecosplit или передовая автоматическая 12-ступенчатая ZF Traxon (крутящий момент — до 2200 Нм) с трансмиссионным тормозом ZF Intrader. Причем что касается заявленной производителем новейшей АКПП ZF Traxon, то она обеспечивает на 66% больше переключений передач по сравнению с ручным переключением. И, что важно, — срок службы сцепления на 300% больше, чем срок службы сцепления с механической коробкой. Расчетный срок службы ZF Traxon впечатляет: 1,6 млн км!

Передаваемый крутящий момент составляет до 2800 Нм (прямая передача) и 3400 Нм (повышающая передача). Различные режимы — такие, как режим малого хода и режим помощи при трогании на подъеме — обеспечивают мощность и точное управление в зависимости от конкретных потребностей водителя. Мощность тормоза-замедлителя составляет до 600 кВт.

Тот факт, что уровень шума трансмиссии при работе снижен на 30% по сравнению с предыдущей моделью автопроизводителя, видимо, следует отнести к недостаткам предшественницы.
Расчетный срок службы коробки передач ZF Traxon впечатляет: 1,6 млн км!
Мне лично понравилось плавное, незаметное переключение передач АКПП. Отметила бы некоторую «задумчивость» автомобиля при трогании, но это можно списать на неровное и скользкое покрытие в условиях проведения тест-драйва. Также, имея опыт тестирования других европейских тягачей, я ожидала от 473-сильного Auman большей тяги при движении вперед в варианте автомобиля без прицепа. Правда, эти нюансы могут отражать характеристики настройки электронного комплекса управления и, возможно, предполагаемых стандартов движения.

Если продолжать параллель с ближайшим конкурентом, то на КамАЗ-5490 Neo устанавливается механическая КП — ZF второго поколения — либо роботизированная коробка в качестве альтернативы АКП.
Интерьер кабины
Кабина тягача сделана аккуратно. У нее отмечаются хорошая обзорность, большие зеркала, удобный вход и выход — то есть почти все современные требования к конструкции выдержаны
Кабина тягача сделана внутри аккуратно. Многочисленные карманы, боксы, полки и ящички прилегают ровно, зазоры и стыки одинаковые, запахов и раздражителей нет. Кабина простая, пластиковая, без изящных элементов. Но дизайнеры внесли свою лепту и оживили функциональные черные и серые цвета салона приятным рыжим оттенком, напоминающим кожаные вставки.

В ходе тест-драйва, проведенного в середине декабря, мы ездили по асфальту с наледью и небольшими переметами, но шумов, скрипов и других звуков слышно не было. В кабине оказалось тепло и тихо, отсутствуют вибрации, мы с напарником спокойно разговаривали.

Отмечу, что водителю удобно сидеть в кресле, у которого есть большое количество регулировок. Рулевая колонка подстраивается с помощью пневмоклапана. Также кресло водителя оснащено пневмоподвеской, подогревом и регулируемым поясничным подпором. Удобны органы управления, хотя есть небольшой минус: джойстиком коробки мы пользуемся вроде бы чаще, а он расположен сбоку и дальше, чем ручной тормоз на панели.
Также в кабине имеется пульт дистанционного управления пневмоподвеской.

В целом у кабины отмечаются хорошая обзорность, большие зеркала, удобный вход и выход, — то есть почти все современные требования к ее конструкции выдержаны. Лично мне показалась устаревшей аудиосистема, но это далеко не самый важный фактор для владельца тягача.

Опционально на автомобиле могут быть установлены автономный отопитель мощностью 4 кВт, кондиционер, электрическая розетка на 220 В и мини-холодильник.
Ходовые качества и управляемость
Поведение тягача в движении оказалось настолько предсказуемым и ожидаемым, что это позволило легко маневрировать в узком пространстве между снеговыми отвалами, ограждениями
При выборе новых грузовых автомобилей многие автохозяйства отдают предпочтение машинам с автоматической коробкой передач. АКПП ZF Traxon переключается практически неощутимо по движению грузовика (это ощущения от тестирования одного тягача, без груженого прицепа). Нет претензий и пожеланий к выбору передач: ZF Traxon позволяет водителю сконцентрироваться на дорожной ситуации и управлении.

Рулевая система ZF удивила меня как опытного автомобилиста точностью своей реакции — неожиданной для автомобиля китайского производителя. Поведение тягача в движении оказалось настолько предсказуемым и ожидаемым, что это позволило легко маневрировать в узком пространстве между снеговыми отвалами, ограждениями, а также рядами машин на парковке.

Интересно было бы протестировать работу пневматической подвески (с четырьмя баллонами на мост) и усовершенствованной ходовой, но на одном тягаче без прицепа, двигаясь по узким обледеневшим дорожкам, оценить ее было невозможно.

Как современный грузовой автомобиль, Auman оборудован целым рядом электронных систем: круиз-контроля, ABS, ASR (системой контроля курсовой устойчивости), ESP (системой динамической стабилизации), TPM (системой контроля давления в шинах), ассистентом торможения на спуске.

Дополнительно возможна установка системы предупреждения об отклонении автомобиля от полосы движения, телематической системы Super Fleet Board (анализ расхода топлива, мониторинг маршрута, удаленная диагностика, вызов спасательных служб, анализ эксплуатации, информация о стиле вождения водителя, условиях движения автомобиля) и автоматической функции торможения при приближении к находящемуся впереди автомобилю.

Также заявлено, что Auman EST A имеет самый низкий в своем классе коэффициент лобового сопротивления: Cx = 0,564.
Auman EST A имеет самый низкий в своем классе коэффициент лобового сопротивления — 0,564.
Работая над ходовой частью грузовика, производитель снизил нагрузку на ось, используя новые сплавы. На Auman EST A установлены алюминиевые диски колес, дисковые тормоза по кругу. В результате общая масса тягача составила 18 т, распределение по осям — 6,5 и 11,5 т.

Ведущий мост — одноступенчатый, гипоидный, с принудительной блокировкой дифференциала. Допустимая нагрузка — до 13 т.

Передняя подвеска представляет собой трехлистовые параболические рессоры со стабилизатором, кронштейн проходит через пальцы и серьги, сайлентблоки не требуют обслуживания.

Задняя подвеска ZF AirTrac включает в себя четыре пневмобаллона с электронным управлением и датчиком положения, регулируется по высоте до 490 мм. Полностью пневматическая подвеска на баллонах является более современной и должна обеспечивать плавность хода и управляемость. Обычно такие устанавливаются на автомобили более высокого класса и ценового диапазона.

Замечу, что применяемая на КамАЗ-5490 Neo полурессорная подвеска с двумя пневмобаллонами достаточно распространена у производителей тяжелой грузовой техники, хотя считается устаревшей и используется в качестве бюджетного «полурешения».
Обслуживание и сервисные интервалы:

  • Ресурс двигателя — 1,2 млн км
  • Интервал замены масла КПП и моста — 100 тыс. км
  • Интервал замены масла ДВС — 2000 моточасов, 100 тыс. км
  • Колесные ступицы — 100 тыс. км пробега
Расход топлива
По данным самой компании, средний расход груженого тягача 4х2 Auman EST A в варианте с двигателем мощностью 470 л. с. и АКПП ZF составляет при движении по трассе 28–30 л на 100 км.

Автопроизводитель уделил большое внимание вопросу экономии расхода топлива. Однако экономия — параметр относительный и сравнение с предыдущими поколениями своей модели может быть малоинформативным для современного покупателя.

Заявленные внедренные изменения, повлиявшие на экономию топлива:

  • Впрыск под сверхвысоким давлением (2000 бар) обеспечивает экономию в 2–3 л на 100 км
  • Увеличение КПД при передаче мощности с коробки путем изменения передаточных соотношений и внедрения функции движения накатом — это еще 6% экономии (по сравнению с предыдущими версиями коробки ZF Ecosplit)
  • Улучшение аэродинамики, снижение коэффициента лобового сопротивления — дополнительные 2% экономии топлива
  • Использование интеллектуального управления частотой вращения коленчатого вала на основании нагрузки / скорости / условий работы (экономия 1–3%)
  • Уменьшение массы двигателя и трансмиссии на 300 кг (дает экономию, но может быть компенсировано большей допустимой нагрузкой)
Резюме
В целом можно сказать, что Auman EST A — современный тягач с привлекательными для россиян ценами и комплектациями. С точки зрения заявленных производителем параметров надежности, автоматизации, безопасности и экономичности, а также возможностей силовой установки, комфорта, экологии и мультиплатформенности он отвечает всем требованиям индустрии грузовых перевозок. Однако более глубокие выводы об их полном соответствии действительности можно будет сделать лишь минимум через год активной эксплуатации.
В целом можно сказать, что Auman EST A — современный тягач с привлекательными для россиян ценами и комплектациями
ГиД уже писали о стратегических планах Foton Motor в России — в частности, по запуску крупноузловой сборки автомобилей в России, а также о намерениях довести уровень локализации производства до 50%. В то же время лично у меня пока складывается впечатление, что китайский производитель рассчитывает войти на российский рынок консервативными темпами и с минимальным расходованием средств. Потому как в ходе официальной церемонии старта продаж не было сделано ни одного заявления или обещания добиться большой доли рынка.
С точки зрения надежности, автоматизации, безопасности и экономичности Auman отвечает всем требованиям индустрии.
Если проводить сравнения, то за ближайшим конкурентом в лице «КамАЗа» остаются такие преимущества, как наличие развитой дилерской сети, больший выбор среди сервисных программ и лизинговых предложений, ну и, конечно же, цена. Кроме того, отечественный производитель получает существенные государственные субсидии.

В то время как Foton Motor для успешного продвижения на российском рынке своей новейшей модели тягача следует еще установить конкурентную стоимость нормо-часа сервиса, сформировать привлекательные лизинговые и финансовые программы, а также предложить клиентам линейку постпродажных услуг.

Если китайская компания сможет локализировать производство в России и наладить работу с планируемыми 24 дилерами (а впоследствии и нарастить сеть до обещанных 50 дилеров), то это убедит рынок в долгосрочных намерениях производителя.
текст: Татьяна Елисеева
фото: Foton Motor
20 декабря 2017 года