Большинство ведущих зарубежных автопроизводителей остановили поставки грузовых автомобилей в Россию.
С соответствующими заявлениями выступили пресс-службы этих компаний в последние дни. Так, одними из первых еще с 28 февраля решение о приостановке бизнеса в России приняли в руководстве немецкого Daimler Truck AG (производитель грузовиков Mercedes-Benz и Fuso). Однако в российском офисе автоконцерна заверили ГиД, что изменения в бизнес-процессах носят временный характер и в частичном объеме работа совместного немецко-российского предприятия все-таки сохранится.
«Даймлер КамАЗ Рус» не прекращает свою деятельность в России и нацелен на выполнение обязательств перед деловыми партнерами — в частности, в отношении сервисного обслуживания грузовых автомобилей Mercedes-Benz и Fuso», — подчеркнул представитель компании.
Аналогичному примеру последовали со 2 марта MAN и Scania, входящие в состав Traton (грузовое подразделение Volkswagen Group, Германия).
Как заявили в головном европейском офисе Scania, поставки грузовиков и запчастей к ним в Россию были приостановлены еще на прошлой неделе. «Отношения с клиентами важны для Scania, но здесь ценности компании были важнее. Мы не сразу сообщили об этом, однако решение было принято практически сразу, исходя из той ситуации, которая возникла», — прокомментировал ее представитель.
Касательно продолжения сборки автомобилей на заводе под Петербургом в российском представительстве производителя сообщили редакции портала, что речь на данный момент идет лишь о приостановке импортных отгрузок новой техники и запасных частей.
«Scania в России продолжает свою операционную деятельность и выполняет взятые на себя обязательства перед нашими партнерами, в том числе в отношении сервисного обслуживания, финансирования отгруженной техники и страхования. Руководствуясь ценностями бренда, компания намерена сделать все возможное, чтобы найти законные способы поддержки наших партнеров в России в соответствии с новыми ограничениями», — прокомментировал ее представитель.
Обладающий таким же заводом в Северной столице MAN прекратил как экспорт грузовых машин в Россию, так и их производство в нашей стране. Согласно заявлению, у компании возникли перебои со снабжением и, как следствие, производством «в свете боевых действий [на Украине]». В компании отметили, что производство в Санкт-Петербурге, где работало около 70 сотрудников, остановлено. Также на территории России недоступна продажа подержанных фургонов MAN, говорится на сайте компании.
Еще одним производителем, частично приостановившим бизнес в России, стал голландский DAF (входит в состав американского Paccar). «Мы приостановили, как практически и все автопроизводители, поставку в Россию грузовой техники и запасных частей. Сейчас находимся в позиции ожидания комментариев по санкциям от юристов нашей штаб-квартиры», — прокомментировал ГиД представитель дистрибьютора DAF. Он добавил, что дилерская сеть работает в обычном режиме: продолжает сервисное обслуживание и ремонт техники.
В то же время не все зарубежные производители последовали примеру коллег. Самым естественным образом продолжит поставлять свою продукцию в Россию белорусский МАЗ. Не поступало сообщений о приостановке отгрузок и от дистрибьюторов китайских марок (FAW, Shaanxi/Shacman и др.).
«Компания пока не предпринимает никаких кардинальных решений относительно будущего. Ждем развития ситуации. Работаем», — сообщили ГиД в российском представительстве южнокорейской Hyundai Truck & Bus.
В российском офисе Hino (дочернее предприятие Toyota Motor по сборке грузовиков) не смогли прояснить позицию головного офиса в Японии. «На данный момент мы не готовы прокомментировать сложившуюся ситуацию», — ответили на запрос ГиД в пресс-службе.
К моменту выхода материала в редакцию не поступили комментарии представителей Iveco (впоследствии официально объявили о приостановке отгрузок в Россию), Isuzu, Ford Trucks и Volvo Trucks.
Стоит отметить, что ранее свою деятельность по направлению России свернули также ряд ведущих международных транспортно-логистических операторов. Подобными действиями зарубежные компании — автопроизводители и грузоперевозчики — вынуждены реагировать на российско-украинский военный конфликт и последовавшее введение международных санкций. Обострение произошло после того, как 24 февраля Вооруженные силы РФ приступили к проведению спецоперации на территории соседнего государства.
По итогам прошедшего, 2021 года в России было реализовано почти 100 тыс. новых грузовых автомобилей. В топ-10 марок по числу продаж вошли соответственно Scania, Volvo, МАЗ, Mercedes-Benz, Isuzu и Shaanxi (Shacman).