В прошедшем, 2021 году в России было продано 97,9 тыс. новых грузовых автомобилей (массой свыше 3,5 т). Это сразу на 31% больше, чем годом ранее, подсчитали в агентстве «Автостат».
По данным аналитиков, наибольшее количество проданной техники уже традиционно зафиксировано у ведущей российской марки КамАЗ (более 35,1 тыс. ед.). Также в топ-3 лидеров рынка по итогам 2021 года вошли отечественные автомобили ГАЗ (9,4 тыс.) и ныне собираемые на заводах немецкой группы Traton грузовики Scania (7,1 тыс. ед.). Замкнули первую пятерку шведские Volvo и белорусские МАЗы.
Любопытно также, что в топ-10 российского рынка впервые за последние восемь лет — то есть c 2013 года — вернулись китайские автомобили Shacman (Shaanxi). Добиться этого им помог максимальный в прошлом году рост продаж (+62,4%) среди всех марок. В результате такого развития события первую десятку покинули голландские DAF.
Между тем положительную динамику роста продаж к показателям 2020 года продемонстрировали все 10 участников рейтинга. Помимо упомянутой китайской автопродукции наилучший прирост статистики показали Scania (+44,6%) и МАЗы (44,5%). Наименьшего прогресса в рамка отчетного периода добились японские Isuzu (+12,8%) и немецкие MAN (+14,9%).
В целом можно констатировать, что отечественный рынок новых грузовых автомобилей возобновил рост после двух подряд лет снижения его динамики (–7,3% в 2020-м и –2,0% в 2019-м). Более того, отмеченное за минувшие 12 месяцев увеличение продаж стало самым существенным с 2017 года (+50,0%).
По мнению портала ГиД, подобный тренд можно в первую очередь связать с постепенным восстановлением российского рынка грузовых автоперевозок и, как следствие, повышенным интересом транспортных операторов к новой технике.
Как признал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов, предшествовавший пандемийный 2020 год был очень непредсказуемым, что сказалось на планах компаний по обновлению и расширению парка грузовой техники. «Многие из них перенесли пополнение и обновление автопарка на 2021-й, а кто-то и вовсе отложил это на неопределенный срок», — пояснил он ГиД.
В то же время, добавил топ-менеджер, в ушедшем году у участников рынка уже появилось понимание о том, какие могут быть ограничения, как вести логистическую деятельность в таких условиях. По его словам, вместе с отложенным спросом и перебоями с поставками полупроводников, нехваткой сырья для алюминия и других материалов транспортные компании старались как можно быстрее обновить парк, до наступления периода жесткого дефицита.
«Это и привело к взрывному увеличению продаж техники в 2021 году. Текущее же время ожидания автомобилей — как тяжелых коммерческих, так и LCV — составляет от трех до 15 месяцев», — заключил Эдуард Миронов.
Напомним также, что чуть ранее аналитики сервиса «Авто-Авто» зафиксировали повышение спроса на новые грузовики в России на 24%.
Топ-10 лидеров российского рынка новых грузовых автомобилей (ед.)
№ | Марка | 2021 г. | 2020 г. | Изм., % |
1 | КамАЗ | 35 140 | 27 766 | 26,6 |
2 | ГАЗ | 9 402 | 6 823 | 37,8 |
3 | Scania | 7 124 | 4 925 | 44,6 |
4 | Volvo | 5 629 | 4 489 | 25,4 |
5 | МАЗ | 5 410 | 3 744 | 44,5 |
6 | «Урал» | 4 871 | 4 067 | 19,8 |
7 | Mercedes-Benz | 4 555 | 3 381 | 34,7 |
8 | MAN | 4 403 | 3 831 | 14,9 |
9 | Isuzu | 2 969 | 2 633 | 12,8 |
10 | Shacman (Shaanxi) | 2 759 | 1 699 | 62,4 |
Прочие | 15 663 | 11 420 | 37,2 | |
Итого | 97 925 | 74 778 | 31,0 |
Источник: агентство «Автостат».