В прошедшем, 2021 году в России было продано 97,9 тыс. новых грузовых автомобилей (массой свыше 3,5 т). Это сразу на 31% больше, чем годом ранее, подсчитали в агентстве «Автостат».

По данным аналитиков, наибольшее количество проданной техники уже традиционно зафиксировано у ведущей российской марки КамАЗ (более 35,1 тыс. ед.). Также в топ-3 лидеров рынка по итогам 2021 года вошли отечественные автомобили ГАЗ (9,4 тыс.) и ныне собираемые на заводах немецкой группы Traton грузовики Scania (7,1 тыс. ед.). Замкнули первую пятерку шведские Volvo и белорусские МАЗы.

Любопытно также, что в топ-10 российского рынка впервые за последние восемь лет — то есть c 2013 года — вернулись китайские автомобили Shacman (Shaanxi). Добиться этого им помог максимальный в прошлом году рост продаж (+62,4%) среди всех марок. В результате такого развития события первую десятку покинули голландские DAF.

Отмеченное за минувшие 12 месяцев увеличение продаж грузовиков стало самым существенным с 2017 года (фото: ГиД)

Между тем положительную динамику роста продаж к показателям 2020 года продемонстрировали все 10 участников рейтинга. Помимо упомянутой китайской автопродукции наилучший прирост статистики показали Scania (+44,6%) и МАЗы (44,5%). Наименьшего прогресса в рамка отчетного периода добились японские Isuzu (+12,8%) и немецкие MAN (+14,9%).

В целом можно констатировать, что отечественный рынок новых грузовых автомобилей возобновил рост после двух подряд лет снижения его динамики (–7,3% в 2020-м и –2,0% в 2019-м). Более того, отмеченное за минувшие 12 месяцев увеличение продаж стало самым существенным с 2017 года (+50,0%).

По мнению портала ГиД, подобный тренд можно в первую очередь связать с постепенным восстановлением российского рынка грузовых автоперевозок и, как следствие, повышенным интересом транспортных операторов к новой технике.

Как признал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов, предшествовавший пандемийный 2020 год был очень непредсказуемым, что сказалось на планах компаний по обновлению и расширению парка грузовой техники. «Многие из них перенесли пополнение и обновление автопарка на 2021-й, а кто-то и вовсе отложил это на неопределенный срок», — пояснил он ГиД.

В то же время, добавил топ-менеджер, в ушедшем году у участников рынка уже появилось понимание о том, какие могут быть ограничения, как вести логистическую деятельность в таких условиях. По его словам, вместе с отложенным спросом и перебоями с поставками полупроводников, нехваткой сырья для алюминия и других материалов транспортные компании старались как можно быстрее обновить парк, до наступления периода жесткого дефицита.

«Это и привело к взрывному увеличению продаж техники в 2021 году. Текущее же время ожидания автомобилей — как тяжелых коммерческих, так и LCV — составляет от трех до 15 месяцев», — заключил Эдуард Миронов.

Напомним также, что чуть ранее аналитики сервиса «Авто-Авто» зафиксировали повышение спроса на новые грузовики в России на 24%.

Топ-10 лидеров российского рынка новых грузовых автомобилей (ед.)

Марка 2021 г. 2020 г. Изм., %
1 КамАЗ 35 140 27 766 26,6
2 ГАЗ 9 402 6 823 37,8
3 Scania 7 124 4 925 44,6
4 Volvo 5 629 4 489 25,4
5 МАЗ 5 410 3 744 44,5
6 «Урал» 4 871 4 067 19,8
7 Mercedes-Benz 4 555 3 381 34,7
8 MAN 4 403 3 831 14,9
9 Isuzu 2 969 2 633 12,8
10 Shacman (Shaanxi) 2 759 1 699 62,4
  Прочие 15 663 11 420 37,2
  Итого 97 925 74 778 31,0

Источник: агентство «Автостат».

РЕКАЛАМА