Переход к альтернативным источникам энергии становится реальностью для основных производителей автотранспортных средств — даже для тех, кто совсем недавно сомневался в таких перспективах. Конечно, не все вопросы пока решены, но уже сейчас разрабатываются планы продаж различных марок автомобилей с инновационными технологиями.
Французский портал Transport Info подготовил краткий обзор подобных технологических решений по итогам салона Pollutec (Международная выставка оборудования, технологий и услуг для защиты окружающей среды), прошедшего в ноябре в Лионе.
DAF
Неожиданным событием на осеннем Международном автосалоне IAA 2018 стала презентация инновационных моделей грузовиков компанией DAF, которая прежде считалась сторонником дизельных двигателей класса «Евро-6». Полноценный запуск коммерческих продаж CF Electric, LF Electric и CF Hybrid с электрическим и гибридным приводами намечен на 2020 год.
На примере модели CF 450 Hybrid (с 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач ZF) голландский производитель утверждает, что данный грузовик может работать с нулевыми вредными выбросами благодаря использованию электрической и гибридной тяги.
IVECO
Компания концентрирует усилия на разработке моделей на газовом топливе — будь то компримированный природный газ (GNC) или сжиженный природный газ (GNL). Газовая версия автомобиля Daily Blue Natural Power (новая экологическая линейка легких грузовиков для внутригородских перевозок) оснащена 3-литровым газовым двигателем мощностью 136 л. с., 8-ступенчатой механической или автоматической коробкой передач и имеет полный вес до 7,2 т. Современный модельный ряд грузовиков Iveco включает также модели Eurocargo и Stralis.
Среднетоннажный грузовик Eurocargo NP оснащен 6-цилиндровым двигателем мощностью 210 л. с., имеет полный вес от 11 до 16 т, восемь версий колесной базы и короткую кабину. В модельном ряду Stralis имеются как грузовики, так и седельные тягачи. На грузовиках установлен двигатель мощностью 270–330 л. с., 16-ступенчатая механическая коробка передач или автоматическая 6-скоростная КПП типа Allison. Тягач Stralis NP имеет версии с двигателем мощностью 400 л. с., а с 2017 года также оснащается 460-сильным мотором и 12-ступенчатой роботизированной коробкой передач TraXon компании ZF.
Указанные модели уже присутствуют на европейском рынке. Что касается автомобилей на электротяге, то компания Iveco ограничилась моделью Daily Blue Power с мощностью двигателя 82 или 109 л. с. и полным весом 4,5–5 т. Автомобиль работает на тепловой аккумуляторной батарее типа Zebra (никель-хлоридные аккумуляторы). На сегодняшний день проблемой остается высокая цена таких батарей, но производитель ведет работу по созданию более экономичных моделей.
MAN
Компания уже сейчас предлагает на рынке свой электрофургон MAN eTGE. Большегрузные грузовики MAN eTGE, которые в настоящее время проходят тестовые испытания в Австрии, появятся на рынке к 2020 году. Также на салоне IAA в Ганновере немецкий автопроизводитель представил свой 15-тонный 100%-но электрический городской грузовик, названный CitE. Хотя MAN уже выпускает рейсовые автобусы с газовым двигателем, данный вид альтернативной энергии пока не используется на грузовых автомобилях компании.
MERCEDES—BENZ
Французское подразделение Mercedes-Bens занимается в настоящее время коммерциализацией электрогрузовика Fuso eCanter (марка Fuso входит состав в концерна Daimler). Первые образцы данной модели в настоящее время оборудуются кузовами, и их поставки запланированы на январь 2019 года.
Грузовые электромобили Fuso eCanter будут поставляться клиентам по контрактам долгосрочной аренды через специализированную компанию Charter Way. Это делается для того, чтобы обезопасить клиентов от непредвиденных случаев в работе электробатарей. Одновременно французское отделение немецкого автоконцерна получило право на экспериментальные поставки своим клиентам грузовиков Mercedes-Benz eActros в 2019 году. При этом плановые сроки серийного производства данного электротягача остаются неизменными — конец 2020 года.
Что касается грузовиков, работающих на газовом топливе (GNV), то технологии Mercedes-Benz базируются на модели Econic NGT с колесной формулой 4х2 или 6х2. В новых грузовиках Actros, поставки которых планируются в апреле 2019 года, предусмотрена также версия с газовым двигателем. Новая модель Actros получит 6-цилиндровый 7,7-литровый двигатель мощностью 300 л. с. и крутящим моментом 1200 Н⋅м, а также 6-ступенчатую КПП типа Allison.
Одновременно Mercedes-Benz работает над совершенствованием КПП путем создания 12-ступенчатой роботизированной коробки передач PowerShift, наиболее совместимой с работой газового двигателя, системой зажигания и сцепления.
RENAULT TRUCKS
Еще летом 2018 года компания объявила о создании новой гаммы электрогрузовиков под индексом Z.E. Подробнее о новых моделях стало известно после салона IAA 2018. Лидировать в поставках будет автомобиль Master Z.E., но для начала клиенты во Франции смогут его получить по долгосрочному контракту аренды через компанию Clovis Location.
Электромобиль Renault Trucks Master Z.E. идеально подходит для внутригородских перевозок. Модель оснащена электродвигателем мощностью 78 л. с. и крутящим моментом до 225 Н⋅м, который обеспечивает разгон до 100 км/ч. При полной зарядке батарей (занимает около 6 ч) электрогрузовик может проехать в условиях города порядка 120 км.
В конце 2019 года появятся другие новые электрические модели производителя:
— 16-тонная модель Renault Trucks D Z.E. средней грузоподъемности для перевозок в пределах города — в том числе грузов, требующих контроля температуры. Грузовик оснащен электродвигателем мощностью 252 л. с. с максимальным крутящим моментом 425 Н⋅м. Установленные аккумуляторные батареи обеспечивают запас хода до 300 км;
— 26-тонная модель Renault Trucks D Wide Z.E., предназначенная для вывоза мусора. Этот грузовик будет оснащен сразу двумя электродвигателями общей мощностью 503 л. с. с крутящим моментом 850 Н⋅м, запас хода аккумуляторных батарей — до 200 км.
Что касается использования газового топлива (GNV), то в Renault Trucks ограничились созданием двух грузовиков серии D весом 19 и 26 т. Обе модели оснащены газовым двигателем типа Cummins. Работая в связке с 6-ступенчатой автоматической КПП, двигатель способен развивать мощность 320 л. с. и крутящий момент 1350 Н⋅м.
SCANIA
Компания Scania отличилась тем, что первой предложила в качестве топлива биоэтанол марки ED95 для двигателя с компрессионной системой зажигания. Подходящий под сертификацию Crit’Air 1 (Certificat qualite de l’air, сертификат и соответствующая наклейка на лобовом стекле идентифицируют автомобили с наименьшими вредными выбросами и дают право ездить в экологически охраняемых зонах) данный вид топлива имеет один недостаток: развитие сети заправок биоэтанолом находится в зачаточном состоянии.
Предлагаемая модель будет оснащена двигателем объемом 12,7 л мощностью 420 л. с. с крутящим моментом 2150 Н⋅м. Такой мотор может работать также на компримированном (GNC) и сжатом (GNL) природном газе. Особых ограничений для использования указанных видов газового топлива во Франции не существует (кроме размеров и видов газовых баллонов).
Другой новинкой от компании Scania на салоне IAA 2018 стал гибридный двигатель для гаммы грузовиков L, P и G с мощностью 241 л. с. и аккумуляторными батареями емкостью 7,9 кВт⋅ч. Данная гибридная модель прошла омологацию во Франции, получив сертификат Crit’Air 1. Подобная версия грузовика с электромотором может появиться в середине 2019 года.
VOLVO TRUCKS
Volvo Trucks France акцентирует внимание на использовании газового топлива для большегрузных магистральных грузовиков и электротяги для внутригородского транспорта. Хорошей новостью для клиентов компании во Франции стало то, что модель FH GNK с двигателем мощностью 400 л. с. получила необходимый сертификат Crit’Air 1.
Начав продажи данных грузовиков с лета этого года, Volvo Trucks France в обязательном порядке включает в контракт раздел о техническом обслуживании.
На салоне Pollitec компания Volvo Trucks представила также электрогрузовики FE и FL Electric. Особенностью этих электромоделей является наличие двухступенчатой роботизированной КПП. 16-тонная версия грузовика оснащена двигателем мощностью 252 л. с., а 26-тонная обладает мотором мощностью 503 л. с. Блок устанавливаемых аккумуляторов состоит из двух–шести батарей емкостью 100–300 кВт⋅ч в зависимости от требуемой мощности. Продажи на рынке запланированы на 2019 год.