Нынешняя законодательная инициатива предполагает возможность использования отечественными транспортно-логистическими операторами электронных накладных наравне с их традиционными бумажными аналогами.
Как следует из текста документа (копия имеется в распоряжении ГиД), в России вводится понятие электронной транспортной накладной. Дословно это «транспортная накладная, оформленная в электронном виде, подписываемая электронными подписями». Одновременно устанавливается определение «оператора системы документооборота электронных транспортных накладных» — это организация, обеспечивающая документооборот электронных транспортных накладных и включенная в реестр операторов документооборота электронных транспортных накладных.
Также в проекте постановления отмечается, что ЭТН «оформляется по согласию грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя о составлении транспортной накладной в электронном виде при условии подключения грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя, водителя к системе документооборота электронных транспортных накладных».
В целом в Минтрансе рассчитывают, что внедрение ЭТН позволит легализовать отечественный рынок автомобильных грузовых перевозок, выведя его из тени. По оценкам экспертов, в некоторых регионах страны доля «серого сектора» сегодня доходит до 70% и более. В большинстве случаев нелегальными участниками рынка являются индивидуальные предприниматели.
«Применение электронной накладной даст возможность в автоматическом режиме через налоговые органы проверять соответствие заключенных договоров автоперевозок действующему законодательству и позволит исключить так называемые серые схемы. За счет этого государство сможет увеличить налоговые поступления» — приводят слова представителя министерства «Известия».
По данным издания, разработанный Минтрансом проект правительственного постановления может быть принят и вступить в силу в IV квартале нынешнего года.
Стоит отметить, что предложения по внедрению ЭТН в последние годы регулярно поступали к властям со стороны отечественных грузоперевозчиков. По мнению участников рынка, данная мера в значительной степени упростит и облегчит работу компаний. Так, в частности, самое активное участие в выработке предложений по внедрению ЭТН принимали члены Межотраслевого экспертного совета (МОЭС). Кроме того, аналогичное предложение было озвучено представителями сферы грузовых перевозок в ходе прошлогодней мартовской встречи с главой правительства России Дмитрием Медведевым, по итогам которой им было дано соответствующее поручение.
Добавим также, что с 1 января 2018 года автомобильные перевозчики стран ЕАЭС перешли на использование электронных версий таможенных деклараций. В соответствии с положениями вступившего в силу Таможенного кодекса ЕАЭС декларирование процедуры таможенного транзита стало возможным как в письменной, так и в электронной форме.