Правительство России приняло решение дифференцировать выплату автопроизводителям промышленных субсидий в зависимости от уровня локализации их производства в нашей стране.

Как сообщает «Коммерсант», соответствующее решение было принято 16 декабря на совещании под председательством вице-премьера Дмитрия Козака.

По данным издания, в ходе заседания автопроизводителям было объявлено, что дифференциация субсидий (призванных компенсировать их потери от утилизационного сбора. — Прим. ГиД) будет введена с 2020 года.

По словам источников «Коммерсанта», с нового года все концерны, подписавшие специнвестконтракты (СПИК), гарантированно получат только половину компенсаций, остальные 50% будут начисляться по фактической локализации.

При этом получение половины субсидий будет зависеть от количества баллов за локализацию в соответствии с 719-м постановлением правительства. Так, 75% компенсаций будет выплачиваться по фактической локализации, а с 2022 года — 100% (иначе говоря, «гарантированная доля» субсидий снизится до нуля).

Уровень локализации будет рассчитываться исходя из балльной системы, прописанной в 719-м Постановлении; для максимальной компенсации нужно набрать 4000 баллов. При том что, к примеру, сварка и окраска (минимальные условия, на которых заключались СПИК в легковом сегменте) дают автопроизводителям всего 900 баллов.

Дмитрий Козак

По мнению членов Кабмина, дифференцированная система промсубсидий принимается в условиях, когда «отраслевое саморегулирование не сработало» (фото: Правительство России)

По словам источников издания в Кабмине, принятое решение обусловлено тем, что властям необходимо было определиться с правилами распределения промсубсидий в зависимости от уровня локализации в условиях, когда «отраслевое саморегулирование не сработало».

Между тем стоит отметить, что зарубежные автоконцерны подписывали летом этого года специнвестконтракты именно ради промсубсидий, суммарный размер которых оценивался примерно в 150 млрд руб. в год. Среди них Volvo Trucks (сборка тягачей в Калуге), «Автотор» (легкие грузовики Hyundai в Калининграде) и ПСМА (автомобили Peugeot и Citroen класса LCV в Калуге).

В то же время в руководстве ведущего отечественного производителя грузовиков «КамАЗа» открыто выразили недовольство условиями заключенных соглашений. По мнению представителей компании, с зарубежными производителями были подписаны «очень мягкие» СПИК, которые не соответствуют 719-му постановлению.

«Есть балльная шкала. И если переводить на язык математики, то всем понятно, у кого сколько баллов и кто есть кто», — подчеркнул в сентябре заместитель генерального директора — директор по развитию «КамАЗа» Ирек Гумеров.

По мнению редакции ГиД, нынешнее ужесточение условий работы для зарубежных компаний прямо направлено на дальнейшее усиление мер поддержки отечественного автопрома. Однако, по словам опрошенных «Коммерсантом » экспертов, предстоящие изменения приведут к росту цен не только на иномарки, но и на собранные в России автомобили зарубежных производителей. Все это произойдет на фоне и без того падающего рынка: за 10 месяцев 2019 года в нашей стране было реализовано 63 тыс. ед. новой грузовой техники, что на 2,5% меньше относительно АППГ.

Напомним также, что с 1 января 2020 года в России будут проиндексированы ставки утилизационного сбора на грузовые транспортные средства (шасси) и прицепы.

По оценке компании MAN, резкое повышение утильсбора негативно скажется на рынке коммерческой техники в целом. В частности, приведет к падению продаж в сегменте дальнемагистральных тягачей на 2%. В свою очередь, аналитики RAMR прогнозируют в предстоящем году спад рынка новых грузовиков на 3,7–7,0%.

РЕКАЛАМА