В руководстве ведущего российского производителя грузовых автомобилей «КамАЗ» считают, что некоторые зарубежные марки, представленные на отечественном рынке, работают «не очень честно». В частности, условия ряда подписанных с ними государством специнвестконтрактов (СПИК) оказались слишком мягкими.
«Нечестная игра»
С соответствующим заявлением выступил 3 сентября на панельной дискуссии в рамках форума Comtrans 2019 заместитель генерального директора — директор по развитию «КамАЗа» Ирек Гумеров.
По его мнению, в правительстве России принимают недостаточно мер по защите интересов отечественных производителей грузовой техники. В подтверждение своих слов топ-менеджер привел пример, когда прошедшим летом с зарубежными производителями были подписаны «очень мягкие», по его мнению, соглашения, которые «не соответствуют 719-му постановлению».
Представитель «КамАЗа» напомнил, что в соответствии с постановлением правительства России № 719 с 1 июля 2019 года в России введена балльная система оценок автопроизводителей для оказания им господдержки в рамках подписанных СПИК. «Есть балльная шкала. И если переводить на язык математики, то всем понятно, у кого сколько баллов и кто есть кто», — подчеркнул он.
Единые требования СПИК
Ирек Гумеров подчеркнул важность того, чтобы каждое соглашение, заключенное российскими властями с зарубежными производителями по СПИК, было корректным. По мнению топ-менеджера, абсолютно для всех компаний должны быть установлены единые правила игры.
«Если играть честно и по правилам, будет очень интересно. Будет очень быстро развиваться и компонентная база, и производственные мощности. <…> Я — за единые правила игры, они нужны со всех сторон. Но сегодня наши коллеги играют не очень честно», — заявил представитель «КамАЗа».
Сегодня наши коллеги играют не очень честно.
Ирек Гумеров пояснил, что подразумевает локализацию наукоемких технологий, инжиниринга, а также практику сотрудничества с отечественными научными институтами. По мнению топ-менеджера, «всего этого не видится» и все это «базируется на далеком Западе». Кроме того, продолжил он, зарубежные компании, имеющие сборочное производство в России, не имеют здесь своей локальной компонентной базы.
«Это, конечно, не очень корректно [по отношению к нам]. Можно в мягкой форме обвинить коллег, что им делаются мягкие уступки. Интерпретировать по-другому это нельзя. И я сейчас пытаюсь быть корректным», — продолжил представитель «КамАЗа».
Позиция конкурентов
В свою очередь также принявший участие в панельной дискуссии глава компании «Вольво Восток» (российского подразделения Volvo Trucks) Сергей Яворский отметил, что в позиции, озвученной руководством «КамАЗа», нет ничего нового. Топ-менеджер выразил убежденность в том, что российские власти должны гораздо шире смотреть на вопрос.
«Когда мы говорим о равных правилах игры, я считаю нецелесообразным заставлять европейских производителей локализовывать технологии, которые уже стали вчерашними. Не надо повторять то, что уже пройдено», — заявил Яворский.
Глава Volvo Trucks Russia отметил, что правительство должно стимулировать абсолютно всех производителей — и российских и европейских — на развитие новых технологий. «И в этом смысле у всех должны быть равные права. Не надо нас заставлять локализовывать что-то, что не имеет под собой экономической целесообразности», — подчеркнул он.
В качестве примера топ-менеджер привел сложившуюся ситуацию с производством дизельных двигателей, в отношении которых, по его словам, в стране сегодня сложились явно избыточные мощности.
Не надо заставлять локализовывать что-то, что не имеет под собой экономической целесообразности.
«Ну и зачем же кому-то из нас заниматься этим, если не имеет никакого смысла?! В мире уже давно есть выстроенная глобальная цепочка — и зачем ее ломать? Надо пытаться интегрироваться туда с какими-то новыми продуктами, об этом идет речь», — заявил Яворский.
Комментируя соглашение «Вольво Восток», подписанное летом в рамках СПИК по локализации производства автоматизированной коробки передач I-Shift, руководитель назвал его «здоровым компромиссом», которого компании удалось достичь с Минпромторгом.
«Не могу разглашать все условия СПИК, но в него входит целый пакет продуктов, который закрывает вопрос и инновационных технологий, и существующих. Что касается коробок передач, я думаю, этот продукт будет востребован не только в России», — добавил он.
Экспортный потенциал
Глава российского подразделения Volvo Trucks также выразил мнение, что у российского автопрома сегодня имеется колоссальный, но пока неиспользованный потенциал экспортных ресурсов, которые могут быть востребованы в Европе.
«Мы видим хорошие примеры. И у нас есть собственный пример — это кабины, которые мы экспортируем из Калуги в бельгийский Гент. Это доказывает конкурентоспособность российского производства», — подчеркнул Сергей Яворский.
Это доказывает конкурентоспособность российского производства.
Он добавил, что именно в этом направлении следует двигаться российским властям и отечественному автопрому.
«Надо помогать российским производителям и автомобилей и автокомпонентов; надо выходить на внешние рынки. Это надо делать, и это тоже является частью наших обязательств по СПИК. Это как раз хорошая история для всей экономики страны», — резюмировал глава «Вольво Восток».
Текст: Максим Алексеев