С 1 февраля 2020 года тариф системы «Платон» в России был в очередной раз проиндексирован: на 16 коп. — до 2,20 руб. за 1 км пути. Как это скажется на отечественном рынке грузовых автоперевозок? Портал «Грузовики и дороги» обратился с этим вопросом к представителям отрасли.
Система «Платон»
Государственная система «Платон» функционирует в России с ноября 2015 года. Она обеспечивает взимание платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т в счет возмещения вреда, который они наносят федеральным трассам. Действие системы распространяется на 56 тыс. км дорог, расположенных на территории всей страны, за исключением платных магистралей федерального значения госкомпании «Автодор».
Ежегодная индексация тарифа системы «Платон» предусмотрена Постановлением Правительства России № 504 от 14 июня 2013 года.
Изначально, с момента введения системы в действие в ноябре 2015 года, для расчета тарифа применялся коэффициент 0,41 и размер платы составлял 1,53 руб./км. В 2017 году он был увеличен до 1,91 руб./км. В 2018-м тариф не индексировался, а с июля 2019 года увеличился до 2,04 руб. за 1 км пути.
Последняя на данный момент плановая индексация произошла с 1 февраля 2020 года, когда размер тарифа вырос до 2,20 руб. за 1 км пути.
«Решение было принято прошлым летом, когда произошла первая часть повышения тарифа. И сейчас это вторая часть той индексации, которая предусмотрена в 504-м постановлении правительства. Мы договаривались, что половина суммы будет индексирована с июля, а оставшаяся часть — с 1 февраля», — объясняет вице-президент РАС Валерий Алексеев.
Таким образом, можно констатировать, что с момента первоначального запуска системы в эксплуатацию размер дорожной платы вырос менее, чем на рубль, а именно — на 67 коп.
Готовность рынка
В августе прошлого года в Минтрансе объявили о новом порядке изменения тарифа в государственной системе «Платон». Власти решили, что новый размер тарифа будет сообщаться Росавтодором за полгода до его очередного повышения. В результате график индексации тарифа в госсистеме сейчас расписан до 1 февраля 2021 года, когда его ставка, как предполагается, вырастет до 2,35 руб./км.
Таким образом, морально готовиться к февральскому повышению тарифа дорожной платы бизнес начал еще с августа. Валерий Алексеев видит однозначно позитивный момент в предоставлении такой возможности бизнесу понимать планируемый график изменения ставки «Платона».
«Мы договорились с Росавтодором о такой публикации графика индексации — за полгода. Это дало возможность перевозчикам при ведении переговоров и заключении контрактов заранее включить индексации тарифа в стоимость перевозок. Наша задача была подготовить грузоперевозчиков и грузоотправителей к этому», — говорит он.
К положительным моментам появление подобной дорожной карты по индексации «Платона» отнес и руководитель отдела закупок XPO Logistics Андрей Попов. «Изменения ставки по «Платону» сейчас зафиксированы. И рынок четко понимает, что вот оно произошло в этом году, вот оно снова произойдет в феврале следующего года — и дальше: есть график изменений и понимание того, на сколько будет меняться ставка. Это очень хорошо, в связи с тем что нет шоковых эффектов для бизнеса», — комментировал он ранее ГиД в своем интервью.
Сдержанная реакция
В то же время не все участники рынка испытали прилив положительных эмоций от очередной плановой индексации.
«Если рассматривать текущее повышение тарифа отдельно, то на первый взгляд оно кажется не очень существенным. Однако если учитывать совокупность всех индексаций и удорожаний, которые происходят ежегодно (например, цен на топливо), то в итоге сумма получается уже ощутимой», — поясняет один из представителей рынка.
С ним солидарен руководитель небольшой подмосковной транспортной компании Егор Киряков, который также указывает на вынужденное изменение модели бизнеса. «Сытые» времена с высокими ставками при небольшом пробеге на машину, по его словам, остались далеко позади. Сейчас участники рынка, даже крупные игроки, в условиях невысоких ставок стремятся набирать объемы за счет увеличения пробега на каждый автомобиль.
«Если учитывать совокупность всех индексаций и удорожаний, которые происходят ежегодно, в итоге сумма получается ощутимой».
«Раньше мы старались ездить поменьше, но подороже. И когда эту плату еще только ввели, у меня набегало таких платежей где-то 15–16 тыс. руб. Но сейчас, когда мы проезжаем по 17–20 тыс. км в месяц и уплачиваем с этого по 40 тыс. руб., это уже весомо и чувствуется», — поясняет Киряков.
Здесь также стоит отметить, что уже год как для перевозчиков перестала действовать льгота, освобождавшая от уплаты транспортного налога тех владельцев большегрузных автомобилей, кто вносит плату в систему «Платон». Она была предусмотрена ст. 361.1 Налогового кодекса РФ. В то же время с января 2019 года при расчете налога на прибыль владельцы большегрузов получили право включать в расходы своей организации всю сумму, внесенную ими в качестве платы по «Платону».
То есть по факту дорожная плата остается для операторов большегрузного транспорта дополнительной статьей расходов, которая продолжает плавно, но увеличиваться.
Мнение экспертов
По мнению опрошенных ГиД экспертов, произошедшее с 1 февраля очередное повышение ставки тарифа «Платон» до 2,20 руб. за 1 км пути пока не привело к росту цен на грузоперевозки. Как считают собеседники, первые колебания в стоимости тарифов на перевозки можно будет заметить не ранее конца марта — начала апреля.
«Сейчас никак не сказалось. Потому что идет пора тендеров и все это еще лишь только будет потом отражаться в тарифах. Я думаю, мы это изменение увидим в течение месяца-полутора. Там будет микс факторов, и соответственно это отразится на тарифе», — считает Андрей Попов.
Убежден в том, что рынок отреагирует увеличением ставок на индексацию «Платона» пусть не сейчас, а несколько позже, эксперт МОЭС Евгений Бабаев. «Изменения произойдут не прямо сейчас, а тогда, когда повысится спрос на транспортные услуги, то есть в конце марта — апреле», — отметил он. При этом ставки повысятся не на ту сумму, на которую подорожала дорожная плата с февраля. Перевозчики одновременно заложат в новые весенние тарифы и прошлогоднюю индексацию.
«Изменения произойдут не прямо сейчас, а тогда, когда повысится спрос на транспортные услуги».
«В прошлом году никто не успел это заложить. А сейчас заложат», — соглашается Андрей Попов. По его словам, на рынке принято считать, что прошлогодняя индексация «по умолчанию» включена в тариф. «Но в реальности сейчас это для перевозчиков та дополнительная финансовая нагрузка, которая никаким образом не отражена в тарифе», — формулирует он проблему.
По мнению директора по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александра Лашкевича, возможный рост затрат на логистику может сказаться и на конечном потребителе — на тех, кто покупает перевозимые товары у дистрибьюторов или в магазинах.
«Тем не менее, несмотря на постоянно растущие издержки, «Деловые линии» стараются сдерживать тарифы за счет автоматизации внутренних процессов. Группа компаний предоставляет клиентам не только качественный сервис, но и максимально выгодные условия работы. Поэтому мы не планируем повышать стоимость на индивидуальные перевозки фурами (FTL) в связи с индексацией «Платона», — отмечает он.
Саморегулирование рынка
Есть в отрасли и противоположное мнение — что февральское повышение дорожной платы может и вовсе никак не отразиться на рынке.
По словам члена МОЭС Ивана Головко, влияние индексации на сектор международных перевозок будет минимальным. А что касается внутрироссийского рынка, то рынок попросту не заметит столь минимальной индексации тарифа — на 21 коп. Потому как относительно других расходов в стоимости перевозок для перевозчиков это повышение имеет минимальное значение.
«Капля в море, которая не играет роли. Кроме того, мы имеем другую тенденцию — падения, как я надеюсь, стоимости топлива в ближайшее время. А из-за того что падает нефть, падает и спрос на товары и услуги. Поэтому в совокупности все эти факторы будут друг друга немного притапливать и мы можем и не увидеть влияние повышенного тарифа «Платона», — рассуждает эксперт.
«Капля в море, которая не играет роли».
Разделяет подобную точку зрения и заместитель генерального директора по транспорту компании «Траско» Михаил Пальков. Он согласен, что февральская индексация тарифа «Платона», безусловно, увеличит себестоимость грузоперевозок, но считает, что транспортные компании рискуют в очередной раз взять эти потери на себя.
«Судя по настроениям на рынке, грузовладельцы сегодня не готовы возмещать операторам повышение тарификации», — делится мыслями топ-менеджер. В этой связи, по словам Палькова, транспортные компании будут вынуждены компенсировать эту сумму не увеличением ставок и тарифов, а за счет снижения рентабельности своего автопарка», — размышляет топ-менеджер.
В «Деловых линиях» на этот вопрос смотрят более спокойно. «Тариф перевозчика состоит из множества взаимосвязанных элементов. У нас, как у крупной компании, достаточно возможностей для оптимизации логистических процессов и автоматизации операций, чтобы предлагать выгодные условия для клиентов», — заверяет Александр Лашкевич.
Окажет февральская индексация «Платона» влияние на ценообразование ставок на грузоперевозки или нет, в конечном счете определит сам рынок, считает Андрей Попов.
«Отразится или нет — это будет зависеть от рыночной ситуации. Если бы у нас была плановая экономика, на основании которой определялся бы тариф (или правила поведения на рынке), тогда бы, безусловно, это тут же отразилось на тарифе. Но так как у нас этого нет и тариф у нас определяется в ходе переговоров, и в ходе тендерных процессов, и т. д., то сам рынок и установит правила игры», — делится мыслями эксперт.
«Отразится или нет — это будет зависеть от рыночной ситуации».
Между тем, по данным оператора системы РТИТС, общее число компаний — владельцев большегрузного автотранспорта, зарегистрированных в «Платоне», продолжает неизменно расти и достигло в минувшем феврале 550 тыс. Эксперты отмечают, что контроль на рынке грузоперевозок приводит к повышению прозрачности отрасли и ставит в равное положение всех игроков.
Текст: Максим Алексеев