В январе 2020 года статистика продаж новых грузовых автомобилей (массой 3,5 т и выше) в России показала резкий рост — почти на 20%. По словам экспертов, номинальный всплеск обусловлен числом регистраций в ГИБДД транспорта, закупленного в основном еще в декабре. Тогда клиенты спешили приобрести новую технику по старым ценам ввиду увеличения с 1 января ставки утилизационного сбора.
По данным агентства «Автостат», в минувшем месяце в нашей стране было реализовано почти 6100 грузовиков, что на 18,6% превысило показатели января 2019 года. Наибольший рост продаж к результатам годичной давности зафиксирован у иномарок: у DAF он составил сразу 93%, у Volvo — 70%, у Mercedes-Benz — 60%.
Из отечественных марок лучшую динамику реализации к прошлогоднему январю показал «Урал» (+47%). Что касается традиционного абсолютного лидера рынка КамАЗа, то его результаты за год изменились минимально (+3%).
Стоит отметить, что январский всплеск статистики продаж является для России уже традиционным и в какой-то степени прогнозируемым. Напомним, что в январе 2019 года был зафиксирован номинальный рост продаж почти на 7%, в первом месяце 2018 года — на 36%.
Но главным стимулирующим фактором рынка на этот раз выступило предстоящее с 1 января повышение утилизационного сбора для грузовых автомобилей, о котором стало известно в ноябре. По словам автопроизводителей, проиндексированная ставка утильсбора увеличила цену нового тягача на 3–4 тыс. евро.
«Причину роста мы видим в том, что автомобили, заказанные либо купленные в прошлом году, поставлены на учет в начале нынешнего года. Клиенты выбирают запасы в связи с грядущим повышением цен, которое связано с повышением утилизационного сбора. В последующем месяце такой динамики мы уже не ждем», — прокомментировал представитель «Автостата».
В свою очередь аналитики RAMR, по данным которых номинальный рост рынка составил 19,1%, также указывают, что в начале года компании продолжают активно закупать коммерческую технику, произведенную в 2019 году. «На рост спроса повлияла индексация утилизационного сбора с января: в начале года компании имеют последнюю возможность приобрести технику по старым ценам», — сообщил ГиД представитель агентства.
Напомним, что по итогам 2019 года объемы продаж новой грузовой техники в России снизились на 2%.
Топ-10 лидеров российского рынка новых грузовых автомобилей (ед.)
№ | Марка | Январь 2020 г. | Январь 2019 г. | Изм., % |
1 | КамАЗ | 1 925 | 1 863 | +3,3 |
2 | ГАЗ | 615 | 521 | +18,0 |
3 | Volvo | 494 | 291 | +69,8 |
4 | MAN | 412 | 289 | +42,6 |
5 | Mercedes-Benz | 369 | 230 | +60,4 |
6 | Scania | 363 | 481 | –24,5 |
7 | «Урал» | 330 | 225 | +46,7 |
8 | МАЗ | 267 | 329 | –18,8 |
9 | Isuzu | 233 | 201 | +15,9 |
10 | DAF | 208 | 108 | +92,6 |
Всего по России | 6 094 | 5 140 | +18,6 |
Источник: агентство «Автостат».