В марте 2020 года в России было реализовано 5,5 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 17,9% меньше, чем в марте прошлого года. По мнению опрошенных ГиД экспертов, ближайшие два месяца, очевидно, также станут для рынка грузовой техники провальными. Более отдаленную картину представители отрасли прогнозировать не берутся — все будет зависеть от ситуации в экономике страны.
Глубокий минус
Как следует из очередного ежемесячного отчета агентства «Автостат», падение продаж новых грузовиков в прошедшем марте зафиксировано у всех без исключения автомобильных марок из рейтинга топ-10.
Так, самое сильное падения к марту 2019 года продемонстрировали отечественные бренды ГАЗ и КамАЗ — на 33 и 25% соответственно, а также иномарки Volvo и Mercedes-Benz — на 28 и 23%.
В то же время общая картина с начала года, по итогам I квартала, выглядит более радужно: снижение продаж оставило всего 1%. Объясняется данный факт очень просто. После неудачных итогов 2019 года, когда продажи новых грузовиков снизились на 2%, в январе рынок показал рекордный рост регистраций новой техники — сразу почти на 20%.
Как объясняли тогда аналитики, транспортные компании спешили приобрести новую технику в конце 2019-го по старым ценам из-за увеличения с 1 января ставки утилизационного сбора. Поэтому автомобили, заказанные либо купленные в декабре, были поставлены на учет в начале нового года, что улучшило статистику.
В дальнейшем данный всплеск сразу сошел на нет: в феврале продажи новых грузовиков составили 5,8 тыс. ед., что лишь на 0,8% превысило показатель годичной давности. То есть рынок фактически стагнировал.
Мартовское падение продаж почти на 18%, очевидно, было вызвано как удорожанием импортной автотехники из-за падения курса рубля, так и снижением деловой активности из-за пандемии коронавируса.
Худшее впереди
В марте практически все производители приостановили сборку грузовых автомобилей — сначала европейские, а затем и отечественные.
Однако продажи техники по-прежнему продолжаются, сообщил сегодня ГиД представитель одного из крупнейших участников рынка. «Наши sales-менеджеры ведут работу из дома, удаленно. Параллельно продолжаются отгрузки по заключенным ранее контрактам», — пояснил он.
Но по мнению опрошенных ГиД экспертов, в ближайшие месяцы ожидать возобновления роста продаж и возвращения динамики рынка в положительную зону ожидать не приходится.
«Я думаю, что II квартал будет ужасным. В конце I квартала кривая продаж лишь разогнулась и дальше пойдет только вниз. По крайней мере, в апреле точно», — полагает эксперт МОЭС Тарас Коваль.
Его коллега по Экспертному совету — вице-президент Российского автотранспортного союза (РАС) Валерий Алексеев отмечает, что деловая активность в стране упала в связи с пандемией коронавируса. «Я боюсь, что мы увидим ту ситуацию, когда автотранспортные предприятия будут вынуждены возвращать автомобили лизинговым компаниям. Тогда на рынке появится более дешевая техника, которую, в свою очередь, многие попытаются заполучить. Поэтому, возможно, сейчас многие специально не покупают новые грузовики и выжидают», — сказал он.
В целом, по мнению Алексеева, все будет определяться ситуацией в экономике страны, которая может более-менее стабилизироваться не ранее середины года. «Поэтому каким станет этот год для производителей, мы сможем узнать лишь месяца через три», — резюмировал вице-президент РАС.
Топ-10 лидеров российского рынка новых грузовых автомобилей (ед.)
№ | Марка | Март 2020 г. | Изм., % | I квартал 2020 г. | Изм., % |
1 | КамАЗ | 1 879 | –24,8 | 5 854 | –14,1 |
2 | ГАЗ | 518 | –32,8 | 1 672 | –11,2 |
3 | Volvo | 422 | –27,5 | 1 398 | 11,5 |
4 | «Урал» | 330 | 39,2 | 1 027 | 33,0 |
5 | Scania | 324 | –17,1 | 920 | –25,6 |
6 | MAN | 309 | –18,0 | 1 112 | 17,6 |
7 | МАЗ | 279 | –1,1 | 748 | –11,9 |
8 | Mercedes-Benz | 243 | –22,6 | 865 | 9,4 |
9 | Isuzu | 232 | –11,8 | 801 | 30,7 |
10 | DAF | 172 | –13,1 | 520 | 22,1 |
Всего по России | 5 490 | –17,9 | 17 348 | –1,1 |
Источник: «Автостат».