В марте 2020 года в России было реализовано 5,5 тыс. новых грузовых автомобилей, что на 17,9% меньше, чем в марте прошлого года. По мнению опрошенных ГиД экспертов, ближайшие два месяца, очевидно, также станут для рынка грузовой техники провальными. Более отдаленную картину представители отрасли прогнозировать не берутся — все будет зависеть от ситуации в экономике страны.

Глубокий минус

Как следует из очередного ежемесячного отчета агентства «Автостат», падение продаж новых грузовиков в прошедшем марте зафиксировано у всех без исключения автомобильных марок из рейтинга топ-10.

Так, самое сильное падения к марту 2019 года продемонстрировали отечественные бренды ГАЗ и КамАЗ — на 33 и 25% соответственно, а также иномарки Volvo и Mercedes-Benz — на 28 и 23%.

ГАЗ и КамАЗ продемонстрировали в марте 2020 года самое сильное падение продаж среди 10 ведущих грузовых брендов (фото: «КамАЗ»)

В то же время общая картина с начала года, по итогам I квартала, выглядит более радужно: снижение продаж оставило всего 1%. Объясняется данный факт очень просто. После неудачных итогов 2019 года, когда продажи новых грузовиков снизились на 2%, в январе рынок показал рекордный рост регистраций новой техники — сразу почти на 20%.

Как объясняли тогда аналитики, транспортные компании спешили приобрести новую технику в конце 2019-го по старым ценам из-за увеличения с 1 января ставки утилизационного сбора. Поэтому автомобили, заказанные либо купленные в декабре, были поставлены на учет в начале нового года, что улучшило статистику.

В дальнейшем данный всплеск сразу сошел на нет: в феврале продажи новых грузовиков составили 5,8 тыс. ед., что лишь на 0,8% превысило показатель годичной давности. То есть рынок фактически стагнировал.

Мартовское падение продаж почти на 18%, очевидно, было вызвано как удорожанием импортной автотехники из-за падения курса рубля, так и снижением деловой активности из-за пандемии коронавируса.

Худшее впереди

В марте практически все производители приостановили сборку грузовых автомобилей — сначала европейские, а затем и отечественные.

Однако продажи техники  по-прежнему продолжаются, сообщил сегодня ГиД представитель одного из крупнейших участников рынка. «Наши sales-менеджеры ведут работу из дома, удаленно. Параллельно продолжаются отгрузки по заключенным ранее контрактам», — пояснил он.

Но по мнению опрошенных ГиД экспертов, в ближайшие месяцы ожидать возобновления роста продаж и возвращения динамики рынка в положительную зону ожидать не приходится.

«Я думаю, что II квартал будет ужасным. В конце I квартала кривая продаж лишь разогнулась и дальше пойдет только вниз. По крайней мере, в апреле точно», — полагает эксперт МОЭС Тарас Коваль.

Его коллега по Экспертному совету — вице-президент Российского автотранспортного союза (РАС) Валерий Алексеев отмечает, что деловая активность в стране упала в связи с пандемией коронавируса. «Я боюсь, что мы увидим ту ситуацию, когда автотранспортные предприятия будут вынуждены возвращать автомобили лизинговым компаниям. Тогда на рынке появится более дешевая техника, которую, в свою очередь, многие попытаются заполучить. Поэтому, возможно, сейчас многие специально не покупают новые грузовики и выжидают», — сказал он.

В целом, по мнению Алексеева, все будет определяться ситуацией в экономике страны, которая может более-менее стабилизироваться не ранее середины года. «Поэтому каким станет этот год для производителей, мы сможем узнать лишь месяца через три», — резюмировал вице-президент РАС.

Топ-10 лидеров российского рынка новых грузовых автомобилей (ед.)

Марка Март 2020 г. Изм., % I квартал 2020 г. Изм., %
1 КамАЗ 1 879 –24,8 5 854 –14,1
2 ГАЗ 518 –32,8 1 672 –11,2
3 Volvo 422 –27,5 1 398 11,5
4 «Урал» 330 39,2 1 027 33,0
5 Scania 324 –17,1 920 –25,6
6 MAN 309 –18,0 1 112 17,6
7 МАЗ 279 –1,1 748 –11,9
8 Mercedes-Benz 243 –22,6 865 9,4
9 Isuzu 232 –11,8 801 30,7
10 DAF 172 –13,1 520 22,1
Всего по России 5 490 –17,9 17 348 –1,1

Источник: «Автостат».

РЕКАЛАМА