Энергетический переход, то есть постепенный отказ от углеводородов в пользу «чистой» энергетики, вводимый Евросоюзом, предполагает в среднесрочной перспективе значительное распространение электрических и гибридных грузовиков. Каталог таких транспортных средств, предлагаемых сегодня перевозчикам, никогда не был столь богатым. В ближайшие три года их будет еще больше, особенно с учетом того что на рынок большегрузных электромобилей выходят новые участники.


RENAULT TRUCKS

Французский производитель более года тому назад организовал производство электрических моделей грузовиков на заводе в городе Бленвиль-сюр-Орн (Франция, деп. 14). Помимо грузового фургона Master там производятся электрогрузовики модельного ряда D Z.E. и D Wide Z.E. (Z.E. — zero emission — нулевые выбросы).

Первый из указанных электрогрузовиков (Renault Truck D Z.E.) имеет две оси, колесные базы 4,4 м и 5,3 м, оснащен электродвигателем мощностью 250 л. с. с макс. крутящим моментом 425 Н⋅м, доступен с аккумуляторами различной емкости (от 200 до 300 кВт⋅ч). Второй грузовик (Renault Truck D Wide Z.E.) трехосный, имеет полную массу 26 т, колесную базу 3,9 м, аккумулятор 200 кВт⋅ч, оснащен двумя электродвигателями общей мощностью 500 л. с. с макс. крутящим моментом 850 Н⋅м. Обе модели имеют двухступенчатую коробку передач. Производитель гарантирует реальный запас хода до 400 км для D Z.E. и 120 км для D Wide Z.E. В этом году каталог грузовиков Renault Truck пополнится моделями D (19 т) и D Access (с заниженной кабиной), а в 2023 году появятся седельный тягач для региональных перевозок и специализированный грузовик для городского строительства, оба семейства Z.E.


MERCEDES-BENZ

В настоящее время весь модельный ряд грузовиков с массой более 16 т носит название Actros. Поэтому неслучайно, что первым грузовиком Mercedes на электротяге стал eActros. В 2018 году были начаты испытания этого электрогрузовика некоторыми транспортными предприятиями, в основном немецкими (среди которых DB Schenker). В настоящее время тестовая стадия подходит к завершению, и серийное производство должно быть запущено в немецком городе Вертер-на-Рейне во втором полугодии этого года. Выпуск магистрального электрогрузовика для дальних расстояний запланирован на 2024 год.

У грузовика eActros есть два электродвигателя, каждый мощностью 171 л. с. и с макс. крутящим моментом 485 Н⋅м. Он оснащен аккумуляторными батареями емкостью 240 кВт⋅ч, обеспечивающими автономный пробег около 200 км. Производителем предлагаются две версии eActros — с двумя или тремя осями. На базе eActros была разработана модель электрогрузовика с заниженной кабиной — eEconic, который оборудован специальным кузовом для вывоза городского мусора и будет тестироваться коммунальными службами. Его производство запланировано на 2022 год.

Кроме того, торговая марка Fuso, принадлежавшая Daimler-Benz, предлагает клиентам электрический малотоннажный грузовик Fuso eCanter массой 7,5 т, мощностью 156 л. с. и с макс. крутящим моментом 390 Н⋅м. Мощность аккумуляторной батареи достигает 82 кВт⋅ч, она может заряжаться на 80% в течение часа и обеспечивает автономный пробег более 100 км. Когда в 2017 году был выпущен eCanter, он стал первым электрогрузовиком от немецкого производителя. В настоящее время в Европе работают более 200 грузовиков Fuso eCanter.


VOLVO TRUCKS

На сегодняшний день шведский производитель предлагает два электрогрузовика: 16-тонный FL и 26-тонный FE. Эти модели доступны для заказа с 2019 года и имеют тот же дизайн, что и их двоюродные братья D и D Wide от Renault Trucks. В настоящее время проходят испытания моделей электрогрузовиков более высокого класса FH, FM и FMX. Автомобили этой гаммы предназначены для использования на региональных перевозках грузов, а также на городских строительных работах (бетономешалки, автокраны).

В зависимости от конфигурации аккумуляторных батарей автономный пробег может достигать 300 км. Компания Volvo Trucks объявила, что с 2021 года клиенты могут заказать любую из представленных на европейском рынке моделей в электрофицированной версии. Серийное производство электрогрузовиков начнется во втором полугодии 2022 года. Следует отметить, что во французском филиале Volvo Trucks создан отдел по электромобильности и альтернативным источникам энергии, директором которого назначен Жером Флассайер.


MAN

В дополнение к созданному ранее электрофургону eTGE немецкий производитель продвигает на рынке полностью электрический среднетоннажный 26-тонный грузовик MAN eTGM с двигателем мощностью 360 л. с. и с максимальным крутящим моментом 3100 Н⋅м. Оснащенный аккумуляторной батареей емкостью 185 кВт⋅ч грузовик может проехать автономно без дозарядки 190 км.

В сентябре 2020 года французский филиал MAN поставил первую электрическую модель eTGM, оборудованную рефрижераторным кузовом. Эксплуатируется этот электрофургон в парижском регионе транспортной компанией Jacky Perrenot, обслуживающей розничную торговую сеть Casino. Компания MAN к 2030 году планирует расширить и усовершенствовать модельный ряд грузовиков серии ZE (с нулевыми выбросами), обращая особое внимание на комфортность кабины, мощность двигателя и величину автономного пробега. Производство электрогрузовика нового поколения начнется в 2023 году.


SCANIA

В конце 2020 года компания Scania начала выпуск полностью электрических грузовиков с кабинами L- и P-серий, с различной осевой формулой 4×2, 6×2 или 6×2/4, с колесными базами 3,95 м или 5,75 м. Двигатель в сочетании с двухступенчатой коробкой передач развивает мощность почти 400 л. с., макс. крутящий момент составляет 2200 Н⋅м. В зависимости от колесной базы электрогрузовик может быть оснащен блоком из пяти или девяти аккумуляторных батарей общей емкостью соответственно 165 кВт⋅ч или 300 кВт⋅ч. В последнем случае максимальный автономный пробег без подзарядки может достигать 250 км.

Scania разработала долгосрочную программу по выпуску своих полностью электрических грузовиков BEV (Battery Electric Vehicle) и высокопроизводительных подключаемых гибридных машин PHEV (Plug in Hybrid Electric Vehicle). Гибридная модель оснащается электродвигателем мощностью 155 л. с., а также «небольшой» аккумуляторной батареей емкостью 90 кВт⋅ч и дизельным ДВС (5 цилиндров, 9 литров, мощность 280–360 л. с.). Гибридный грузовик Scania, также доступный с кабинами L- и P-серий, при перевозках на дальние расстояния может использовать ДВС, а для поездок протяженностью до 60 км работает в режиме электромобиля. На сегодняшний день Scania является единственным производителем, предлагающим подобное решение. Компания считает, что для перевозчиков это самый простой способ освоить использование электрогрузовиков.


DAF

Голландский автопроизводитель DAF Trucks разработал модельный ряд грузовиков CF с использованием электропривода на основе технологии E-Power компании VDL (голландский производитель автобусов). Среди представленных моделей есть трехосный грузовик, а также седельный тягач DAF CF Electric (собственный вес 9 т), что довольно редко встречается среди электрогрузовиков. Тягач CF Electric, промышленные испытания которого были начаты в конце 2018 года, создан на базе стандартной версии грузовика DAF CF. В качестве силовой установки выступает электродвигатель мощностью 285 л. с. (крутящий момент 2000 Н⋅м), оснащенный аккумуляторной батареей емкостью 315 кВт⋅ч. Автономный запас хода составляет 220 км. В конце января 2021 года компания DAF объявила о выпуске 19-тонного электрогрузовика LF Electric с автономным пробегом 280 км, производимого совместно с фирмой Dana.


IVECO

Сосредоточив внимание на переходе своего модельного ряда на газовое топливо (и прежде всего на биометан), Iveco доверила американской компании Nikola Motor разработку и развитие электрических грузовиков. В результате совместной работы, начатой в 2019 году, был разработан грузовик Nikola Tre на электроприводе, представляющий собой седельный тягач на грузовой платформе нового Iveco S-Way. Было собрано пять прототипов таких тягачей, четыре из которых проходят испытания в Северной Америке, а один — в Европе.
Совместное производство второй партии тягачей Nikola Tre состоится в этом году на заводе Iveco в немецком городе Ульме.
Новые производители электрических грузовиков

IRIZAR

Этот испанский производитель автобусов активно выходит на рынок электрических грузовиков. В 2019 году им был разработан 100%-но электрический грузовик Irizar ie Truck с колесными формулами 4×2 или 6×2, мощность двигателя 312 л. с., максимальный крутящий момент 2360 Н⋅м. Как и у производимых Irizar автобусов, у электрогрузовика получилась низко посаженная кабина, с одной ступенькой доступа на расстоянии 37 см от земли. Созданная модель идеально подходит, например, для сбора городского мусора. Такие электрогрузовики с колесной формулой 6×2 и длиной 8 м тестировались коммунальными службами в различных испанских городах: Барселоне, Памплоне и Виго.

Компания Irizar сама производит бóльшую часть своих электрических компонентов и систем, включая аккумуляторные батареи. В мае 2018 года недалеко от города Сан-Себастьян в Стране басков был открыт завод площадью 18 тыс. кв. м, где Irizar производит электрифицированные транспортные средства (автобусы и грузовики) с использованием 100%-но возобновляемых источников энергии.

VOLTA TRUCK

Этот англо-шведский стартап заявил о себе в прошлом году во Франции и Испании, затем в Германии и США, представив прототип 16-тонного электрогрузовика Volta Zero. В зависимости от емкости устанавливаемых аккумуляторных батарей может быть обеспечен автономный пробег без подзарядки в 150 или 200 км. Компанией Volta Truck был разработан план развития до 2025 года. Он предусматривает создание 19-тонного грузовика в 2022 году, 12-тонного — в 2023 году, и завершит модельный ряд электрогрузовиков 7,5-тонная модель в 2024 году. В ближайшее время начнутся тестовые испытания 16-тонного прототипа грузовика на электротяге, а первые поставки клиентам намечены на конец этого года.

Вопрос о размещении производственных мощностей остается пока нерешенным. Планируется разместить сборочные заводы в ключевых географических районах, чтобы минимизировать транспортные расходы и себестоимость. Этим местом могут быть, например, заводские площади Nissan в Барселоне. Стартап Volta Truck пересмотрел свои цели в сторону увеличения производства и теперь планирует к 2025 году довести ежегодные продажи до более чем  27 тыс. автомобилей. Это в пять раз больше, чем планировалось изначально.

По материалам Transport-Info.
Перевод с французского: Виктор Холопов.

РЕКАЛАМА