Четверть регионов России не сможет достичь к 2025 году плановых показателей по ремонту дорог, предусмотренных нацпроектом «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД) и фактически сорвет его реализацию в стране.
Такой вывод содержится в экспертно-аналитическом заключении, подготовленном Счетной палатой РФ по итогам мониторинга реализации данного проекта (отчет обнародован 13 января).
По данным аудиторов, по состоянию на 8 ноября 2019 года в России запланированный годовой объем работ по укладке верхних слоев асфальта был выполнен на 96,1% (к концу месяца этот показатель равнялся уже 96,2%. — Прим. ГиД).
При этом общий процент финансового исполнения по всем субъектам РФ составил на тот момент 86 млрд 262 млн руб. (77,6% от годового плана).
В то же время, эксперты Счетной палаты отмечают, что к моменту завершения данного нацпроекта, к концу 2024 года, четверть регионов страны — 21 субъект РФ — не сможет достичь планового показателя в 50,9% по доле автодорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям.
Диапазон соответствия нормативам к тому времени будет варьироваться по данным субъектам РФ от 24,8 до 48,8%. Так, например, среди аутсайдеров реализации проекта окажутся Саратовская область (с показателем соответствия дорог нормативам в 24,7%), Архангельская область (29,1%), Тверская область (33,7%) и Республика Марий Эл (35,1%).
При этом на начало ноября 2019 года у 26 субъектов РФ базовое значение соответствующего показателя составляло более 50% — в диапазоне от 50,1 до 84,1%. В частности, Свердловская область смогла достигнуть отметки в 50,1%, Тюменская область — 61,4%, Красноярский край — 71,4%, Ханты-Мансийский АО — Югра — 84,1%.
«Таким образом, данный показатель к 2024 году (точнее, к началу 2025 года. – Прим. ГиД) будет достигнут не всеми регионами и составит от 24,8 до 85,7%», — констатируют аудиторы Палаты.
Примечательно также, что по итогам 2019 года, говорится в отчете, сразу в семи субъектах РФ должно быть отмечено снижение процента соответствия нормативам на сети дорог регионального значения (относительно показателей годичной давности).
«Указанное свидетельствует о возможных неточностях в отчетных данных о протяженности автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, предоставляемых органами управления дорожным хозяйством», — отмечается в аудиторском отчете.
Что касается ремонта сети автодорог местного значения, входящих в городские агломерации, то здесь выводы Счетной палаты также оказались неутешительными.
«Сложившаяся ситуация к концу 2024 года может отрицательно сказаться на состоянии дорожной сети местного значения. Это не в полной мере соответствует Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года, предусматривающей приведение в нормативное состояние сети региональных и местных дорог в целях повышения транспортной доступности малых и средних городов, сельских территорий», — говорится в отчете.
Стоит напомнить, что ранее, в середине октября, неудовлетворение ходом реализации национального проекта выразили в правительстве России. В свою очередь глава государства Владимир Путин также минувшим летом обратил внимание на проблему плохих дорог в стране. По данным РАДОР, к началу 2019 года в России нормативам соответствовало лишь 42,4% региональных трасс, причем за год их состояние даже ухудшилось.
Реализация нацпроекта БКАД рассчитана на 2019–2024 годы. В соответствии с федеральным проектом «Дорожная сеть» (является частью БКАД) предусмотрено доведение доли автодорог регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, с 43,1% в 2017 году до 50,9% к концу 2024 года. Одновременно планируется увеличить долю дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии, с 42,0 до 85,0%.