В России в скором будущем может быть принят федеральный закон о прямых смешанных (комбинированных или мультимодальных) перевозках. Речь идет о перевозке грузов различными видами транспорта, включая автомобильный. Автором законопроекта выступает Минтранс.
Соответствующий проект закона опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов.
Как следует из содержания документа, новый закон призван установить правовую основу для регулирования отношений, возникающих между транспортными организациями при подготовке и осуществлении перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
Законопроект, в частности, вводит понятие прямой смешанной (комбинированной) перевозки — дословно это «перевозка грузов… разными видами транспорта по единому транспортному документу, оформленному на весь путь следования». В свою очередь сам единый транспортный документ, согласно определению, — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора прямой смешанной перевозки груза.
Таким образом, законопроектом также предусматривается введение единой транспортной накладной. Предполагается, что форму документа и порядок его заполнения разработает и утвердит сам Минтранс.
Помимо этого в законопроекте регламентируются понятия грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика и транспортных организаций. В роли последних могут выступать, в частности, владельцы объектов транспортной инфраструктуры автомобильного, ж/д и иных видов транспорта, перевозчики, экспедиторы, операторы грузовых терминалов.
В настоящее время опубликованный законопроект проходит стадию публичных обсуждений и процедуру антикоррупционной экспертизы.
По мнению заместителя директора по продажам ГК AsstrA Евгения Серикова, принятие закона о комбинированных перевозках поможет участникам рынка найти новые альтернативные решения, оптимизировать издержки, а также повысить конкурентоспособность и обеспечить индивидуальный подход для решения логистических задач.
«Это позволяет клиенту самому в каждом конкретном случае выбирать приоритетные для него критерии — оптимизировать сроки или стоимость доставки. Такие перевозки позволяют эффективно решать вопросы, связанные с дефицитом провозных возможностей, очередями на границах, проблемами с разрешениями и другими ограничениями в одном виде транспорта», — приводит слова Евгения Серикова Gudok.ru.
В свою очередь директор по интермодальным операциям логистической компании «Даксер» Роман Ипатов напоминает, что использование смешанных перевозок позволяет снять необходимость выгрузки груза из контейнера в момент перевалки с одного транспортного средства на другое. «Таким образом значительно снижаются риски, связанные с сохранностью груза, сокращаются сроки перевалки в узловых точках (пунктах перегруза) и снижаются общие транспортные затраты», — отметил он в комментарии редакции ГиД.
Стоит добавить, что в настоящее время осуществление грузовых автомобильных перевозок в России регулируется целым рядом законов и нормативно-правовых актов. Среди них, в частности, ФЗ от 30 июня 2003 г. № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автотранспортом», приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7, главы 40 («Перевозка») и 41 («Транспортная экспедиция») Гражданского кодекса РФ, а также глава 11 КоАП РФ («Административные правонарушения на транспорте») и др.
В то же время в марте этого года сообщалось о разработке проекта нового Федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ».