В России подготовлен проект федерального закона «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ». В отрасли ожидают, что он может быть принят уже в этом году.

Соответствующая информация была озвучена участниками открывшейся 27 марта в Москве конференции «Рынок грузовых автомобильных перевозок — 2018».

Авторы законопроекта об автомобильных грузовых перевозках предлагают создать в России общенациональный реестр перевозчиков (фото: Денис Хуторецкий)

По словам представителей транспортной отрасли, соответствующий законопроект был разослан Торгово-промышленной палатой (ТПП) крупным компаниям-перевозчикам в начале марта, непосредственно перед съездом транспортников России. Однако на самом форуме данный документ не обсуждался.

Оценивая проект нового закона, топ-менеджер «Деловых линий» — член Межотраслевого экспертного совета (МОЭС) Александр Лашкевич отметил ряд присутствующих в нем положительных моментов. Прежде всего, по словам участника конференции, проект призван защитить права потребителей. Кроме того, инициатива затрагивает вопросы безопасности грузовых перевозок.

Одновременно руководитель обратил внимание и на некоторые спорные моменты, нуждающиеся, по его мнению, в дополнительной доработке. «Предлагаемый законопроект ущемляет права перевозчиков», — поделился мнением Лашкевич.

Так, в качестве одного из таких ключевых шагов в законопроекте предлагается учредить в стране общенациональный реестр перевозчиков. «Хорошая идея, но этого будет недостаточно. Мы предлагаем также ввести карточки допуска по внутрироссийским перевозкам. На мой взгляд, это исключит вероятность какой-либо коррупционной составляющей непосредственно на дорогах — с точки зрения проверки сотрудниками Ространснадзора или ГИБДД легальности данного перевозчика», — подчеркнул представитель «Деловых линий». Также, по мнению эксперта, карточки допуска позволят избежать мошеннических схем.

Другим неоднозначным пунктом документа, по мнению Лашкевича, является требование приема иностранных граждан на работу водителями при условии обязательного получения официального разрешения на работу в России. Это сужает возможности привлечения тех водителей-иностранцев, которые имеют разрешение на временное проживание или вид на жительство. В связи с чем юристы «Деловых линий» предлагают изменить формулировку на «Иностранный гражданин может иметь разрешение на временное проживание или вид на жительство». «В таких случаях разрешение на работу для него не требуется», — подчеркнул руководитель.

Помимо этого в свете запущенных в стране процессов цифровизации транспортной отрасли член МОЭС предложил ввести наравне с традиционными понятиями «путевой лист» и «транспортная накладная» также термины «электронный путевой лист» и «электронная транспортная накладная».

Наконец, предложенную авторами законопроекта предельную сумму страхования ответственности перевозчика в 1 млн руб. в «Деловых линиях» предлагают увеличить до 5 млн. «Стоимость груза в кузове 20-тонного грузовика значительно превышает указанную сумму. При этом стоимость страховки существенно не изменится», — отметил Лашкевич.

Как удалось выяснить редакции ГиД, авторами проекта ФЗ «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации» в его версии, разосланной представителям отрасли, указаны председатель Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев и его первый заместитель Виталий Ефимов. Однако не все опрошенные руководители крупных компаний оказались в курсе данной инициативы. Среди них, например, глава ГК «Руста» Сергей Бураго и директор компании «Совтрансавто» Владимир Тян (оба — члены МОЭС).

Что касается возможных перспектив законопроекта, то, как считает Александр Лашкевич, сроки его внесения в Госдуму и даже принятия в трех чтениях могут оказаться гораздо короче, чем может показаться перевозчикам. «Я предполагаю, что, с большой долей вероятности, данный законопроект будет принят уже в этом году», — заявил топ-менеджер.

В целом участники конференции — представители транспортно-логистических компаний сошлись на необходимости ужесточения госрегулирования сферы грузовых перевозок. По мнению участников рынка, в настоящее время назрела прямая потребность навести порядок в вопросах допуска владельцев грузового транспорта к осуществлению данного вида услуг.

В то же время эксперты отрасли с сожалением констатировали, что многие важнейшие законодательные инициативы в последние годы реализуются государством без должного предварительного изучения всей глубины проблематики вопросов, без проведения необходимых консультаций с непосредственными участниками рынка грузоперевозок и предоставления тестового и/или переходного периода.

В связи с чем в своем докладе Александр Лашкевич также указал на то, что все выступления спикеров на нынешней конференции — это «возможность быть услышанными со стороны регулятора». «Поэтому, я думаю, тема нашей сегодняшней дискуссии не останется без ответа. И через МОЭС или через итоговый документ, принятый по итогам конференции, те предложения и здравые мысли, которые здесь озвучиваются, — все будут доведены до заинтересованных лиц», — заключил он.

 

 

РЕКАЛАМА