Евразийский межправительственный совет утвердил план формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров (ЦТК) ЕАЭС.
Соответствующее решение было принято 31 января на заседании межправсовета в Алма-Ате.
«Экосистему цифровых транспортных коридоров ЕАЭС планируется сформировать к 2025 году, предусмотрев интеграцию с глобальными транспортно-логистическими платформами», — прокомментировал представитель Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
По его словам, утвержденный план включает в себя мероприятия национального и наднационального уровня. В частности, в рамках организационных мероприятий государства ЕАЭС должны определить уполномоченные органы (организации), ответственные за реализацию плана. Они должны стать национальными центрами компетенции, координаторами по формированию экосистемы.
Как пояснили в ЕЭК, на наднациональном уровне странам Союза предлагается определить, какие элементы и сервисы экосистемы должны стать первоочередными.
«При этом ряд сервисов, связанных с реализацией контрольно-надзорных функций, должен предоставляться бизнесу только государством. А комиссия обеспечит трансграничное взаимодействие уполномоченных органов», — отметил представитель ЕЭК.
Также в ходе прошедшего заседания премьер-министры стран Союза приняли решение, что после определения первоочередных сервисов и выбора конкретных механизмов их реализации государства ЕАЭС обеспечат разработку национальных планов по формированию экосистемы.
Как ранее писали ГиД, концепция создания экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС была разработана в июне 2019 года. Как сообщалось, она будет создана «на базе передовых цифровых технологий и платформенных решений, в том числе уже существующих, которые обеспечивают эффективное взаимодействие перевозчиков и грузовладельцев во всех пяти государствах — членах ЕАЭС, а также из третьих стран».
По данным «Ведомостей», экосистема включит в себя, в частности, сервисы для расчета маршрутов, электронные путевые листы, электронные международные транспортные накладные (ЭТН), электронные протоколы результатов проверки органами внутренних дел и пр. Также не исключается дальнейшая интеграция с иностранными системами: с китайской Loginc и европейской Fenix.
В то же время перечень сервисов, сроки создания их и цифровой инфраструктуры, как и список компаний-участниц, по данным Аналитического центра при правительстве РФ, еще предстоит определить. Как уточняют в ЕЭК, некоторые из внедряемых сервисов сможет предоставлять бизнес. Для этого комиссия финансирует подготовку и принятие общих стандартов их создания.
Предварительная стоимость затрат на формирование экосистемы ЦТК до 2025 года ранее оценивалась в сумму порядка 10 млрд руб. В то же время размер экономического эффекта, полученного к тому времени от запуска экосистемы, оценивается в размере до 150 млрд руб.
По данным ЕЭК, на автотранспорт приходится 82% всех грузоперевозок ЕАЭС (без учета трубопроводного транспорта). Предполагается, что запуск ЦТК позволит уже с 2022 года увеличить на 23% полезный годовой пробег в пересчете на одно транспортное средство за счет снижения простоев. Соответственно, это должно увеличить выручку транспортно-логистических операторов.
Стоит напомнить также, что в ближайшие годы на союзном пространстве должны заработать единые системы идентификации участников ВЭД, отслеживания транзитных перевозок и прослеживаемости товаров.
С января 2018 года на территории ЕАЭС вступил в силу единый Таможенный кодекс. Помимо России в число стран Союза также входят Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.