При запуске государственной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК) должен быть предусмотрен прозрачный механизм оспаривания результатов измерений, полученных на пунктах взвешивания. С этим и рядом других предложений обратились к властям представители Межотраслевого экспертного совета (МОЭС) в ходе общественных слушаний, посвященных теме АСВГК и прошедших 30 октября в Общественной палате РФ.
Консолидированные предложения участников рынка грузовых автоперевозок, собранные по итогам последнего заседания МОЭС, представил в ходе слушаний председатель Совета Борис Рыбак. В начале своего доклада он напомнил, что возглавляемый им общественный совет на протяжении двух последних лет регулярно обращался к теме АСВГК. Развертывание данной системы, по словам главы МОЭС, является одной и важнейших тем, волнующих бизнес-сообщество. Неслучайно данная проблематика занимала центральное место на всех трех профессиональных конференциях по грузовым автоперевозкам, проводившихся в 2017–2018 годах при поддержке Совета.
«Мы посвятили данной теме АСВГК несколько заседаний МОЭС, в том числе и последнее, внеочередное. Мы постарались консолидировать мнения членов нашего Совета — а это крупнейшие перевозчики, отраслевые ассоциации и научные учреждения — и хотели бы озвучить нашу общую позицию», — сообщил участникам слушаний Борис Рыбак.
Первым принципиальным требованием бизнеса, по словам председателя МОЭС, является введение обязательного для всех запущенных в эксплуатацию новых пунктов АСВГК тестового периода. «Мы считаем приемлемым вариант, когда в течение трех месяцев после запуска каждой рамки перевозчикам будут приходить только уведомления о превышении весогабаритных параметров. И штрафы при этом не будут выноситься. По нашему мнению, приоритетом системы должен быть не сбор штрафов и не пополнение казны, а обеспечение безопасности на дорогах, с одной стороны, и поддержание дорог в хорошем состоянии, соответствующем техническим требованиям, — с другой», — подчеркнул Борис Рыбак.
По общему мнению представителей бизнеса, добавил он, АСВГК должна быть понятной и прозрачной. Помочь в безболезненном запуске новой государственной автоматизированной системы, по мнению членов МОЭС, должно также создание при Минтрансе новой рабочей группы, задачей которой будет исключительно общественное курирование данного проекта.
Еще одним важнейшим пунктом делегат назвал то, что требования к весовому контролю должны быть едиными для всех регионов страны и распространяться на региональные трассы. «Также мы считаем, что необходимо передать полномочия по вынесению постановлений по АСВГК Ространснадзору», — отметил глава МОЭС.
Кроме того, продолжил Борис Рыбак, измерительная погрешность комплексов АСВГК должна трактоваться в пользу перевозчиков. «Это требование закреплено в мартовском приказе Минтранса, но хотелось бы, чтобы оно железно исполнялось», — подчеркнул он.
В числе других ключевых пожеланий, сформулированных участниками рынка грузовых перевозок, по его словам, является вопрос оперативного информирования водителей и владельцев большегрузного транспорта о фиксации превышения весовых нормативов на пунктах АСВГК.
«Разработка данного положения закреплена в паспорте проекта АСВГК, однако много копий по-прежнему ломается и, по-видимому, еще будет сломано по поводу того, каким именно образом это делать. Вопрос непростой, и требует дальнейшей проработки», — выразил общую озабоченность перевозчиков Борис Рыбак.
Для избежания грубых ошибок в работе государственных пунктов весового контроля имеет смысл привлечь в качестве подстраховки измерительные показания частных коммерческих весов, установленных на крупных предприятиях. «Необходимо проработать нормативную базу и на практике реализовать значимость показаний частных коммерческих весов, которые многие компании устанавливают при своих распределительных центрах и складах. Эти измерения должны иметь юридическую силу», — подчеркнул эксперт.
В то же время, продолжил он, необходимо разработать и утвердить методику проверки весовых комплексов. В разных климатических условиях на просторах России измерительные датчики могут работать по-разному. И здесь, по мнению представителей бизнеса, есть смысл попытаться разработать отечественную компонентную базу для такого сложного оборудования — именно с учетом российских погодных реалий в течение года.
«Что касается штрафных санкций, то мы считаем, что необходимо передать полномочия по вынесению постановлений по АСВГК Ространснадзору», — добавил Борис Рыбак.
В целом, резюмировал председатель МОЭС, участники рынка грузовых перевозок поддерживают введение данной госсистемы. В том числе потому, что в случае ее повсеместной реализации на территории страны автотранспортный бизнес получит целый ряд экономических преимуществ.
«Это связано с тем, что, во-первых, на рынке будут установлены экономически целесообразные тарифы на перевозки и будет отсутствовать демпинг. Также, вероятно, удастся справиться с неправомерными поборами и прочими явлениями неправовой деятельности. Ну и совершенно очевидно, что улучшится общее техническое состояние автопарка в стране», — констатировал спикер.
Выступление председателя МОЭС в ходе общественных слушаний развили в своих докладах и другие представители отрасли — также члены Экспертного совета. Среди них, в частности, Александр Лашкевич («Деловые линии»), Роман Юников («Сельта»/«Магнит»), Ольга Федоткина (СЭЛ / Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики), Владимир Матягин (ассоциация перевозчиков «Грузавтотранс»), Тарас Коваль («Траско»).
Со стороны органов власти и регуляторов в общественных слушаниях приняли участие представители Минтранса России, Росавтодора, Ространснадзора, профильного комитета Госдумы по транспорту и других организаций и ведомств. Стоит отметить, что некоторые предложения МОЭС, озвученные вчера в ходе общественных слушаний, уже нашли поддержку Минтранса.
По итогам заседания модератор мероприятия — член Общественной палаты РФ Андрей Усенко заверил, что все предложения от представителей профессионального сообщества, озвученные в ходе слушаний, будут обобщены и направлены в Минтранс. «И через некоторое время на площадке Общественной палаты мы проанализируем степень учета этих предложений в нормативно-правовых документах», — резюмировал он.
Работа по развертыванию в России единой государственной АСВГК ведется с 2016 года. Планируется, что до конца 2020 года на автодорогах федерального значения должны появиться и заработать 387 контрольных пунктов. Все они будут оснащены автоматическими средствами фото- и видеосъемки, что позволит определять габариты автомобилей и взвешивать их прямо на дорогах, без снижения скорости движения транспорта.
В настоящее время в 16 субъектах РФ на федеральных трассах функционирует 51 контрольный пункт.
текст: Максим Алексеев