Производители грузовых транспортных средств постоянно работают над проблемой снижения расходов на топливо, в частности путем улучшения аэродинамических свойств автомобилей. Однако использование цифровых технологий на борту автомобиля и оптимизация с их помощью транспортного процесса позволяют наиболее успешно подойти к решению данной проблемы, пишет французское издание Transport Info.
С одной стороны, этому помогают электронные системы и датчики, способные определять и устанавливать наиболее экономичный режим движения. С другой — цифровое подключение грузовиков к сети позволяет удаленно следить за состоянием и определять своевременность технического обслуживания узлов и агрегатов, влияющих на уровень расхода топлива. Анализ данных бортовых компьютеров позволяет определить показатели экономичного вождения и использовать это при составлении методик обучения водителей.
«Умные» грузовики и расход топлива
Начиненные электроникой и цифровыми технологиями, сегодняшние грузовики обладают искусственным интеллектом, который повышает их производительность.
Благодаря современным технологиям и компьютерным программам, водитель грузовика может определить оптимальный режим вождения с целью сокращения расхода топлива.
Определить наиболее экономичный алгоритм движения водителю помогают встроенные бортовые датчики, лидары и видеокамеры. Так он может сканировать окружающую среду (так называемый электронный горизонт) и адаптироваться к ней, обнаруживая предупреждающие дорожные знаки, сложные дорожные условия (уклоны, подъемы) и другие препятствия. Также программа оптимизации маршрута может использовать топографические данные, информацию о погоде и интенсивности движения для определения наилучшего скоростного режима.
Примером «умного» грузовика может служить, например, Volvo FH I-Save, оборудованный электронной системой анализа топографии местности I-See для выбора правильного передаточного числа коробки передач и максимального использования кинетической энергии автомобиля. Можно также привести пример последних моделей MAN, в которых используется круиз-контроль Efficient Cruise третьего поколения: с помощью GPS-наведения определяются необходимые характеристики движения на спусках и подъемах находящихся впереди на расстоянии 3 км. Помимо повышения безопасности эти технологии облегчают работу водителя, которому помогают автоматически включаемые бортовые сервисы. Согласно специалистам Mercedes-Benz интеллектуальный регулятор на грузовике Actros в сочетании с системой управления коробкой передач PPC (Predective Powertrain Control) обеспечивает большую эффективность в работе, чем даже очень опытный водитель, и позволяет снизить расход топлива на 5%.
Подключенные грузовики и энергоэффективное вождение
Оснащение грузовиков цифровыми коммуникационными системами помогает транспортным компаниям и водителям снизить расход топлива и повысить топливную экономичность перевозок. Благодаря возможности подключения грузовиков к сети все технические и эксплуатационные показатели, влияющие на энергопотребление, передаются и обрабатываются непрерывно. Полученные данные анализируются специалистами, и на их основе составляются рекомендации водителям по наиболее эффективному стилю вождения. Например, французская транспортная компания Logivia, перевозчик сельхозпродукции, благодаря программному обеспечению по оптимизации маршрутов и обучению водителей экологическому стилю вождения смогла за два года сократить выбросы СО2 на 14%. У водителей есть доступ к еженедельному отчету об использовании автомобиля на своих смартфонах, и они получают персонализированный инструктаж по снижению расхода топлива. В среднем Logivia смогла снизить на 1 л потребление топлива на 100 км для всего парка из 130 грузовиков.
Использование интернета вещей для повышения эффективности работы транспорта
Кроме того, удаленное управление подключенными транспортными средствами позволяет контролировать и производить своевременное техобслуживание узлов и механизмов, влияющих на уровень расхода топлива, что гарантирует оптимизацию энергопотребления. По идее, дистанционная диагностика технического состояния тягача и полуприцепа позволяет поддерживать оптимальное «состояние здоровья» транспортного средства. Состояние колес также тщательно контролируется с помощью датчиков давления в шинах TPMS (Tires Pressure Monitoring System), которые измеряют давление в реальном времени; информация передается в службу эксплуатации и отображается на мониторе водителя. Это обеспечивает поддержание надлежащего давления в шинах и не допускает перерасхода горючего. Оси транспортных средств также подключены к сети Интернет и оборудованы датчиками нагрузки. Это позволяет избежать перегрузки на осях и, когда возможно, обеспечить оптимальное распределение в грузовике перевозимого груза, что также повышает топливную экономичность.
Топливные баки грузовиков оснащаются датчиками и щупами, с помощью которых контролируется фактический расход, и информация передается через мобильные интернет-приложения. Также можно сравнивать данные о расходах на АЗС по топливным заправочным картам и количеству горючего в баках. Некоторые технологии, например TX-Fuelbot бренда Wabco-Transics, собирают и анализируют данные и в реальном времени отправляют водителю рекомендации по срокам следующей дозаправки в зависимости от потребления и уровня дизтоплива, а также информирует о ценах на близлежащих АЗС. Компания Transics полагает, что технология TX-Fuelbot может обеспечить транспортным компаниям экономию расходов на 9% в год. Transics разрабатывает версию технологии TX-Fuelbot для грузовиков на газе и электротяге. Даже потребление горючего холодильными установками на рефрижераторах может быть снижено, благодаря подключению к сети. Через встроенные коммуникационные блоки можно контролировать работу холодильной установки (например, с помощью приложения на смартфоне) и регулировать, при возможности, температуру рефрижераторной установки.
Эко-вождение и альтернативные источники энергии
Появление на рынке транспортных услуг гибридных грузовых автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ или электроэнергию, во многом способствует сокращению вредных выбросов в атмосферу. Но это не решает проблему оптимизации стиля вождения с целью снижения энергозатрат. Как для дизельных грузовиков, так и для автомобилей, работающих на биотопливе, сжиженном природном газе или электротяге, имеются безопасные технологии и виртуальные программы обучения экологическому стилю вождения. В результате внедряются новые учебные методики по экологическому вождению, а бортовое программное обеспечение адаптируется к использованию автомобилем новых энергоносителей. Группа Total, например, предлагает курсы обучения экологическому вождению через службу Total Mobility.
Организации типа Aftral, AFPA или ECF, а также страховщики и консультанты по безопасности дорожного движения (GM-Conseil, Develter Innovation, Ecocivicom,Vandberg и др.) включили дополнительно в программу обучения водителей краткий курс по стилю вождения газовых и электрических грузовиков. Также поставщики программного обеспечения по управлению автопарком адаптируют свои сервисы к автомобилям с альтернативной энергией. Специальные программы анализируют потребление энергии и выбросы СО2 и на основании расчетов присваивают водителям экологические баллы. Например, для оптимизации маршрутов своих 50 грузовиков, работающих на сжиженном природном газе, французская транспортная компания VIR Transport использует телематический сервисный портал followsideflotte.net в сочетании с системой управления транспортом Akanea TMS. Водители VIR используют приложение для экологического вождения Optidriving.
Перевод с французского: Виктор Холопов