Автомобильные грузоперевозки уже вступили в эпоху цифровизации и поиска альтернативных источников энергии. «Эра Сonnected Сars не просто приходит, она уже наступила», — сформулировал повестку дня представитель компании «Яндекс» Андрей Василевский, один из спикеров прошедшей 21 ноября в Москве IV международной конференции Connected Car Summit. 

В числе лидеров этой отрасли смогут остаться лишь те компании, которые своевременно среагируют на происходящую цифровую революцию и смогут соответствующим образом перестроить свою работу, сошлись участники прошедшего форума.

«Эра Сonnected Сars не просто приходит, она уже наступила».

Автомобиль становится компьютером

Говоря о трендах развития мирового автопрома, представители ведущих производителей выделили несколько ключевых направлений. В их числе – подключенность (connectivity) автотранспорта, его автоматизация и переход на использование альтернативных видов источников энергии.

Директор по работе с госорганами компании «Скания-Русь» Вахтанг Парцвания отметил в своем выступлении на конференции, что те компании, которые сегодня не реагируют на глобальные изменения в мире, остаются вне технологических трендов и не работают на перспективу, будут вынуждены уйти с рынка.

Конференция Connected Car Summit в этом году собрала около ста участников (фото: © Александр Родионов/ Ridus)

Конференция Connected Car Summit в этом году собрала около ста участников (фото: © Александр Родионов/ Ridus)

По его словам, уже сегодня в России насчитывается около 15 тыс. подключенных автомобилей Scania, а в мире их больше 250 тыс. Используемые автодилерами Scania IT-решения помогают не только определять местоположение транспортных средств, но позволяют в удаленном режиме отслеживать целый ряд параметров автомобилей – таких, как расход топлива, состояние отдельных узлов, стиль вождения водителя и т. д. «Все это позволяет дилерам тесно работать с клиентами и консультировать их по эксплуатации транспорта. Такие решения создают основу для транспорта будущего», – заявил эксперт.

В планах производителя — добиться возможности и способности автомобиля по результатам самодиагностики отправлять в автоматическом режиме заявку на техобслуживание на конкретную дату, чтобы к моменту приезда на станцию техобслуживания все было готово к его приему.

Уже сегодня на дорогах Европы насчитывается около 175 тыс. подключенных грузовиков Volvo.

Схожие технологии применяет и другой шведский автопроизводитель Volvo Trucks. Представитель компании Евгений Долотенко сообщил, что уже сегодня на дорогах Европы насчитывается около 175 тыс. подключенных грузовых автомобилей этой марки. Часть из них умеют производить самодиагностику и передавать информацию о том, когда автомобиль нуждается в техобслуживании. А наиболее передовые модели способны даже самостоятельно вносить коррективы в работу отдельных систем и агрегатов, например, в настройки КПП, в случае обнаружения такой необходимости.

Эксперт выразил убежденность в том, что за использованием цифровых технологий – будущее автотранспорта. И именно как носитель и передатчик информации автомобиль, подобно компьютеру, будет встроен в инфраструктуру перевозок.

Уже в недалеком будущем грузовые автомобили должны будут уметь «общаться» с окружающими инфраструктурными объектами и обмениваться с ними информацией. «Все больше городов будут требовать наличия такого рода технологий. И законодательство должно будет следовать за этими требованиями», — подчеркнул Долотенко.

Грузовики должны быть в состоянии контролировать ситуацию вокруг и предоставлять водителю всю информацию о потенциальных опасностях (фото: AB Volvo)

Грузовики должны быть в состоянии контролировать ситуацию вокруг и предоставлять водителю всю информацию о потенциальных опасностях (фото: AB Volvo)

В качестве примера разработки такой активной системы безопасности он привел технологию Non-Hit Car and Truck, разработанную в сотрудничестве с легковым подразделением Volvo Cars.

Таким образом, сделал вывод специалист, для исключения риска несчастных случаев работа перспективных систем безопасности будет основана на подключенности и автоматизации.

Представитель Volvo Trucks выразил уверенность в том, что подключенность и автоматизация автотранспорта позволят уже к 2030 году улучшить общую обстановку в дорожном движении – и, как следствие, снизить число ДТП. Сами дорожные происшествия, отметил он, станут большой редкостью, поскольку влияние человеческого фактора будет сведено к минимуму. Таким образом, автомобильные грузовые перевозки станут безопаснее.

Нужен ли грузовику водитель?

Другим глобальным трендом станет переход на технологии автономного и беспилотного автотранспорта. Множество компаний ведут сегодня разработки в данном направлении, Scania и Volvo Trucks здесь также не являются исключениями.

Так, Евгений Долотенко рассказал об испытанной его компанией технологии Platooning: когда за ведущей фурой в беспилотном автоматическом режиме следуют еще несколько машин. В рамках прошлогоднего эксперимента автомобили Volvo проехали по Европе более 2000 км и на практике доказали возможность снижения расхода топлива на 30%.

Парцвания подтвердил, что Scania также ведет разработки в данной области. «В России пока официально не разрешается использование такой техники, но у нас уже есть опыт доставки грузов в составе 30-метровых полуавтономных автопоездов. Тем самым снижается стоимость дальних магистральных перевозок. И будущее за такими решениями», — отметил эксперт.

Технология Platooning предусматривает, что за ведущей фурой в беспилотном автоматическом режиме следуют еще несколько машин (фото: Scania)

Технология Platooning предусматривает, что за ведущей фурой в беспилотном автоматическом режиме следуют еще несколько машин (фото: Scania)

Представитель Scania выразил надежду на то, что нынешние разработки компании позволят ей находиться в числе лидеров автотранспортной отрасли в будущем. В этом ей должна помочь выбранная стратегия: руководство автопроизводителя приняло решение постепенно уходить от полностью самостоятельной разработки IT-решений в сторону тесного сотрудничества с другими разработчиками ПО. «Мы начинаем «партнериться» и «коннектиться» с другими производителями. Собственные разработки у нас есть, но этого уже недостаточно», признался он.

В то же время участники саммита отметили, что если сегодня применение беспилотного автотранспорта носит, скорее, экспериментальный характер, то активная фаза его развития придется на 2020–2030 годы. Тем не менее, в полное исчезновение профессии водителя и полное замещение человека беспилотными технологиями в ближайшей перспективе эксперты по-прежнему не верят.

Применение беспилотного автотранспорта сегодня носит экспериментальный характер, активная фаза его развития придется на 2020–2030 годы

«Во-первых, и сегодня на рынке наблюдается нехватка квалифицированных кадров — водителей. Во-вторых, мы в Volvo убеждены, что беспилотные технологии должны, прежде всего, помогать человеку, то есть носить вспомогательный характер. В-третьих, человеческий мозг, бесспорно, превосходит возможности компьютера, и альтернативы здесь нет», — отметил Евгений Долотенко.

Электричество или альтернативное топливо

Все более актуальным становится переход грузовых автомобилей на электрическую тягу и альтернативные виды топлива.

По оценке Scania, к 2050 году ежегодный объем мировых грузовых автоперевозок вырастет в пять раз до 30,9 трлн ткм по сравнению с 6,4 трлн в 2010 г. При этом выбросы диоксида углерода увеличатся за это же время в 4,5 раза — с 1,1 до 4,5 Гт. «Это глобальный вызов, с которым придется справляться», — отметил Вахтанг Парцвания.

Перевод грузовых автомобилей на альтернативные виды топлива позволит перевозчикам снизить расходы и уменьшить загрязнение окружающей среды (фото: Volvo Trucks)

Перевод грузовых автомобилей на альтернативные виды топлива позволит перевозчикам снизить расходы и уменьшить загрязнение окружающей среды (фото: Volvo Trucks)

Эксперт поведал о совместных экспериментах Scania с немецкой компанией Siemens в области грузовых электрокаров. Так, в Швеции был испытан электрический грузовик, который мог осуществлять перевозку грузов со скоростью до 90 км/ч. Данные разработки планируется продолжить в Германии.

В то же время представитель Volvo Trucks в качестве главных препятствий на пути внедрения грузовых электромобилей назвал ограниченный запас хода в силу небольшого заряда аккумуляторных батарей, а также проблемы с их размером и весом.

Кроме этого оба автопроизводителя активно работают над двигателями на альтернативных видах топлива: биогаз, этанол, сжиженный газ и растительные масла. С их помощью также можно снизить расходы перевозчиков и, соответственно, себестоимость транспортировки грузов, а также уменьшить уровень загрязнения окружающей среды.

Благодаря внедрению новых технологий, в Scania добились снижения уровня расхода топлива до 24 л на 100 км

Парцвания подчеркнул, что в период с 2012 по 2016 годы компании удалось несколько раз увеличить продажи автотехники, работающей на альтернативных видах топлива. По мнению специалиста, для российских транспортных компаний сегодня наиболее интересным вариантом является переход на газомоторную технику.

За последние шесть–семь лет благодаря внедрению новых технологий в Scania смогли добиться снижения уровня расхода топлива на своих моделях до показателя 24 л на 100 км. При том, что старые модели могут расходовать до 60–70 л на 100 км. «Если учесть, что средний показатель конечного пробега у грузового автомобиля достигает 10 млн км, можно оценить масштабы экономии топливных расходов», — заметил спикер.

текст: Максим Алексеев
Заглавное фото: Scania
24 ноября 2017 года
РЕКАЛАМА