В ходе прошедшей в начале июля в Берлине презентации немецкий автопроизводитель MAN представил свои новые технологические решения — электрифицированные версии грузовых автомобилей TGM и TGE. Компания планирует представить данные электромодели на предстоящей в сентябре международной выставке коммерческого транспорта IAA 2018.

А пока что корреспондент и тест-драйвер редакции ГиД Татьяна Елисеева получила возможность оказаться за рулем двух новинок немецкого автопрома и оценить их достоинства.

В ногу со временем

В число приоритетных направлений развития немецкого производителя грузовых автомобилей MAN входит также разработка и внедрение двигателей на альтернативных видах топлива.

Разработка и внедрение грузовиков на альтернативных видах топлива входят в число приоритетных направлений развития MAN

Причем данная работа ведется с учетом предназначения отдельных образцов техники. Для магистральных перевозок разрабатываются двигатели на водородном топливе, для межгородских и межобластных маршрутов — газовые и гибридные модели, для городской инфраструктуры: электромобили.

Использование в городах электромобилей для транспортировки грузов и перевозки пассажиров уже давно стало мировым трендом развития техники.

«Использование электромобилей в городах для транспортировки грузов стало мировым трендом».

Осенняя премьера

На предстоящей в сентябре выставке IAA 2018 MAN’ом будут представлены выходящий в серийное производство фургон eTGE и среднетонажный грузовик eTGM. Данные образцы техники представляют собой 100%-но электрические решения для всего ряда городской логистики в весовом диапазоне от 3 до 26 т.

Использование грузовых электромобилей в городе улучшает экологический микроклимат, создает новый уровень комфорта жизни, а также меняет структуру внутригородской логистики, позволяя транспорту работать в ночное время и соблюдать городскую тишину.

Созданная на базе грузовика MAN TGM полностью электрическая грузовая модель имеет колесную конфигурацию 6×2, общий вес до 26 т и может использоваться в вариантах с различными надстройками кузова. Установленные под кабиной и сбоку на раме 12 аккумуляторных батарей позволяют на одной зарядке преодолеть расстояние около 180–200 км.

В свою очередь на еTGM установлен силовой агрегат компании TM4. Некоторые аккумуляторные комплектующие закупаются, но используются и собственные технологии концерна VW/MAN.

На модели по центру рамы установлен электродвигатель мощностью 359 л. с. Он передает без использования коробки передач на ведущие колеса крутящий момент 3100 Н⋅м. При этом только 190 кВт приходится непосредственно на привод колес, остальная энергия расходуется на кондиционирование, поддержание давления в системах, работу рефрижераторного блока и т. д. Необходимый для использования различных кузовов отбор мощности осуществляется также электрическим путем.

Использование батарей вместо двигателя внутреннего сгорания снизило полезную грузоподъемность электроверсии TGM на 0,5 т, до 10,5 т, при полной массе грузовика 26 т. Электромодель построена на базе стандартного шасси TGM. Пневматическая подвеска, установленная на передней и задней осях, адаптирует модель к любым дорожным условиям.

MAN eTGM имеет два типа зарядки (AC и CCS Type 2), что позволяет совершить быструю подзарядку до 204 л. с. менее чем за 1,5 ч.

«Электродвигатель мощностью 359 л. с. передает на ведущие колеса крутящий момент 3100 Н⋅м».

Начиная с нынешней осени полностью электрифицированные версии MAN TGM 6х2 будут испытываться в девяти компаниях австрийского консорциума CNL — в комплектации с рефрижераторами, сменными кузовами, кузовами для перевозки напитков и в варианте седельного тягача.

По словам представителей автопроизводителя, программа испытаний электрогрузовиков является частью плана компании MAN Truck & Bus по переходу с 2021 г. на серийную поставку электромобилей для внутригородского пространства.

А в дополнение к полностью электрическому среднетоннажному MAN eTGM производитель также представит аккумуляторную версию фургона MAN eTGE, которая в этом году запускается в серийное производство.

Тест-драйв

Рекуперация энергии в eTGM и eTGE настроены немного по-разному.

Тест-драйв eTGM и eTGE показал необычность электрических грузовиков. Так, например, при повороте ключа зажигания машина издает системный сигнал, который означает готовностью к движению. После этого остается лишь выбрать положение Drive селектора и нажать педаль акселератора.

Разгон происходит мягко, равномерно, беззвучно и бесконечно. Через 300 м на дисплее появляется охлаждающая эмоции надпись «Скорость превышена». Надо отметить, что тестируемый образец eTGM в этот момент был загружен 10,5 т груза. Через 3 ч езды в тестовом режиме, когда журналисты сменялись каждые 500 м, я села за руль, и индикатор уровня заряда показывал отметку 65%.

«Тест-драйв eTGM и eTGE показал необычность электрических грузовиков».

Рекуперация энергии в eTGM и eTGE настроена немного по-разному. При отпускании педали акселератора среднетоннажный eTGM переходит в нейтральное положение, необходимое для работы ретардера. А eTGE при отпускании педали акселератора переходит в режим рекуперации энергии, не дожидаясь нажатия педали тормоза.

Экономичное вождение электротранспорта — это новый навык для водителя. Передвижение на электромобиле в режиме экономии электроэнергии отличается от экономичной езды на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания. Это новая и интересная задача для автомобилиста.

Отмечу, что наряду с электрическими разработками в линейке продаж MAN также сегодня представлены образцы грузовой техники с двигателями, работающими на альтернативном виде топлива — природном газе. Например, автомобили хозяйственного назначения с 2010 г. комплектуются гибридными технологиями: дизель-электрический привод позволяет экономить топливо и снижать выбросы СО2 до 30% при работе в штатном режиме.

Пока не в России

Электрический легкий коммерческий MAN eTGE в ближайшее время не будет представлен в России

Формат пресс-конференции и последующего тест-драйва электрогрузовиков позволял свободно общаться с представителями компании MAN. Корреспондент ГиД не упустил этой возможности.

— Подскажите, когда можно будет приобрести MAN eTGЕ в России?

— К сожалению, электрический легкий коммерческий MAN eTGE мы пока не сможем привезти в Россию, так же как не привезем в ближайшее время и дизельную версию этого автомобиля.

Таможенные проблемы, законодательные, юридические препятствия, а также возникающие вопросы к качеству топлива и непредсказуемый обменный курс вынудили нас отодвинуть решение об импорте дизельных и электрических моделей в вашу страну на неопределенный срок.

Кроме того, использование электрической техники в России ограничено температурным режимом эксплуатации до –10… –15°С.

«Эксплуатация электрической техники в России ограничена температурным режимом до –15°С».

— Используете ли вы в данных электроверсиях собственные технологии или приобретаете готовые аккумуляторы у партнеров?

– Концерн VW Group, частью которого является MAN Truck & Bus, ведет собственные исследования в области электрических батарей, материалов и жидкостей. Хотя некоторые компоненты мы все же приобретаем у сторонних поставщиков.

— Над чем именно сегодня работают специалисты концерна в области «батерейных» технологий?

— Над «жидкими элементами» батарей, что не только предотвращает воспламенения и вывод элементов из строя, но и используется для охлаждения/нагревания батареи при работе в экстремальных условиях.

— Как вы планируете жизненный цикл таких элементов питания?

— Мы предполагаем гарантированный шестилетний цикл, который потом может быть продлен еще на пятилетний срок. После этого производительность батареи остается на уровне 80%.

текст: Татьяна Елисеева
фото: MAN Truck & Bus

 

 

 

РЕКАЛАМА