На днях глава проектно-технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский предложил сузить ширину дорожной полосы с сегодняшних 3,75 метра до европейских размеров в 3,00–3,25 метра в населенных пунктах и 3,25–3,50 метра за их пределами.
Действующий в России габарит работает со времен, когда люфт рулевого колеса грузового автомобиля был лимитирован в 25 градусов, на большинстве грузовиков не было гидроусилителя рулевого управления и показатели тормозных усилий на разных осях и колес противоположных сторон имели значительные расхождения. С тех пор существенно изменилась конструкция автомобилей и значительно улучшилась его управляемость.
Сужение полос позволяет увеличить их количество и, соответственно, пропускную способность дорог. Кроме того, уменьшение площади дорожного полотна должно способствовать снижению стоимости строительства и ремонта дорог.
Но в этом случае для грузового автотранспорта всплывает главный нерешенный вопрос.
Ширина полосы и осевые нагрузки
С введением автоматической системы весового контроля и высоких штрафов за нарушения нагрузки тема допустимых осевых ограничений приобрела важнейший характер. Подробно я рассказывал об этом в декабре на заседании МОЭС.
Одна из основных проблем — исторически неправильная и нелогичная категорийность дорог по осевым нагрузкам. В свете озвученного предложения и со ссылками на европейский опыт вопрос категорийности получает новую окраску.
В Германии при расчете дорожных нагрузок используются в том числе фактор количества полос и коэффициент ширины полосы движения.
Как видно из таблицы:
Ширина полосы движения (м) | Коэффициент ширины полосы движения — f2 |
---|---|
Менее 2,50 | 2,00 |
От 2,50 до 2,75 | 1,80 |
От 2,75 до 3,25 | 1,40 |
От 3,25 до 3,75 | 1,10 |
3,75 и более | 1,00 |
— при ширине полосы 3,75 м и 2,75–3,25 м коэффициент отличается на 40%. Конечно, это значение меньше, чем факторы эквивалента 10-тонной нагрузки и количества осей, но значение тоже большое.
В связи с предлагаемыми изменениями возникает ряд вопросов в первую очередь к РосдорНИИ:
- Изменится ли категорийность дорог в случае принятия нового стандарта?
- В странах с узкими полосами не используется шипованная резина. Будут ли у нас изменения?
Тарас Коваль, член МОЭС, генеральный директор ООО «Нева-Трейлер»