На днях глава проектно-технического комитета «Удобная дорога» при Росстандарте Александр Шумский предложил сузить ширину дорожной полосы с сегодняшних 3,75 метра до европейских размеров в 3,00–3,25 метра в населенных пунктах и 3,25–3,50 метра за их пределами.

Действующий в России габарит работает со времен, когда люфт рулевого колеса грузового автомобиля был лимитирован в 25 градусов, на большинстве грузовиков не было гидроусилителя рулевого управления и показатели тормозных усилий на разных осях и колес противоположных сторон имели значительные расхождения. С тех пор существенно изменилась конструкция автомобилей и значительно улучшилась его управляемость.

Тарас Коваль
Член МОЭС, генеральный директор ООО «Нева-Трейлер»

Сужение полос позволяет увеличить их количество и, соответственно, пропускную способность дорог. Кроме того, уменьшение площади дорожного полотна должно способствовать снижению стоимости строительства и ремонта дорог.

Но в этом случае для грузового автотранспорта всплывает главный нерешенный вопрос.

Ширина полосы и осевые нагрузки

С введением автоматической системы весового контроля и высоких штрафов за нарушения нагрузки тема допустимых осевых ограничений приобрела важнейший характер. Подробно я рассказывал об этом в декабре на заседании МОЭС.

Одна из основных проблем — исторически неправильная и нелогичная категорийность дорог по осевым нагрузкам. В свете озвученного предложения и со ссылками на европейский опыт вопрос категорийности получает новую окраску.

Зависимость нагрузки на дорожное полотно от ширины полосы

В Германии при расчете дорожных нагрузок используются в том числе фактор количества полос и коэффициент ширины полосы движения.

Как видно из таблицы:

Ширина полосы движения (м) Коэффициент ширины полосы движения — f2
Менее 2,50 2,00
От 2,50 до 2,75 1,80
От 2,75 до 3,25 1,40
От 3,25 до 3,75 1,10
3,75 и более 1,00

— при ширине полосы 3,75 м и 2,75–3,25 м коэффициент отличается на 40%. Конечно, это значение меньше, чем факторы эквивалента 10-тонной нагрузки и количества осей, но значение тоже большое.

В связи с предлагаемыми изменениями возникает ряд вопросов в первую очередь к РосдорНИИ:

  1. Изменится ли категорийность дорог в случае принятия нового стандарта?
  2. В странах с узкими полосами не используется шипованная резина. Будут ли у нас изменения?

Тарас Коваль, член МОЭС, генеральный директор ООО «Нева-Трейлер»

РЕКАЛАМА