Благодаря Году дорог и проекту «Безопасные и качественные дороги» в Республике Удмуртия в невиданных ранее для региона масштабах реализуется множество дорожных проектов. Для успешного хода работ региональным дорожникам понадобилось разработать и настроить принципиально новую систему контроля качества производства работ и изменить подходы к расходованию средств на дорожное строительство. О том, что представляет собой эта система, и об итогах работы дорожников региона в 2018 году рассказал председатель правительства Республики Удмуртия Ярослав Семенов.
По итогам 2017 года по сумме всех показателей Удмуртия оказалась лишь во второй двадцатке из 38 регионов в рейтинге успешности реализации проекта «Безопасные и качественные дороги». Это мотивировало региональное отраслевое сообщество сделать важные выводы и перенастроить работу проектной команды. Как результат, в 2018 году устройство асфальтобетонного покрытия на всех объектах было завершено еще в конце августа. А уже в начале сентября, после устранения всех рабочих замечаний, все дороги Ижевской агломерации оказались принятыми.
Сколько дорог в Удмуртии
По состоянию на октябрь 2018 года суммарная протяженность дорог общего пользования в Удмуртии составляла 17 336 км. Из них 321 км — это федеральные автодороги, из которых в нормативном состоянии пребывает 81,9%.
Протяженность региональных дорог составляет 5907 км. Из них нормативным требованиям соответствует 45,8%.
На местные дороги отводится 11 108 км. В нормативе пребывает 30,5% их протяженности.
Что было сделано и на какие средства
Бюджет приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в регионе в прошлом году формировался равными долями из средств федерального и регионального бюджетов. Так, из этих двух источников было выделено по 730 млн руб. Из этих средств на улицы города Ижевска было направлено 983 млн руб., на региональные трассы — 447 млн руб.
Отдельного внимания достоин пример небольшого города Камбарка на юго-востоке региона. Изначально ремонт его дорог не предполагался. Но благодаря экономии от торгов на ремонт дорог в городе Ижевске удалось высвободить 30 млн руб., которые и были направлены в Камбарку.
По остальным показателям в рамках реализации проекта в Ижевской агломерации было отремонтировано 63 объекта, или 117 км покрытия. Обустроено 1,3 км искусственного освещения; смонтировано 4 светофорных объекта; установлено 1216 погонных метров барьерных ограждений. Ликвидировано 23 места концентрации ДТП, вследствие чего 870 км, или 53%, дорог ижевской агломерации стали соответствовать нормативным показателям.
Cистемный подход для дорог
Огромная социальная значимость проекта и ответственность за результат подтолкнули к созданию неприменяемой ранее в регионе пятиступенчатой системы контроля качества дорожных работ.
Первым ее рубежом традиционно является сам подрядчик, устраняющий нарушения еще до того, как на них укажет внешний контролер.
Новшество прошлого года в Удмуртии: привлечение независимого инженерного сопровождения — организации, выполняющей строительный контроль на основе отдельного контракта с заказчиком.
Следующая ступень контроля — заказчик. За каждым объектом закреплен ответственный куратор, который не только отвечает за приемку работ, но и следит за соблюдением срока и оперативно докладывает об этом в проектный офис.
Четвертое звено — общественный контроль. На каждый объект активисты выезжали минимум дважды: в первый раз при 70–80%-ной готовности ремонтного участка и впоследствии — на его приемку. По итогам предварительных комиссий представители общественных организаций составляли акт и передавали его заказчику, в том числе для учета пожеланий и предложений граждан, например, занизить бордюрный камень, обустроить пешеходный переход и т. д.
Кроме того, активисты фиксировали укладку асфальтобетонной смеси в неблагоприятных погодных условиях, и есть примеры, когда подрядчик переделывал участки после того, как общественники показали заказчику запись процесса укладки асфальта в дождь.
Одним из инструментов повышения открытости проекта стала установка камер фотовидеофиксации на асфальтоукладчиках. Изображение с камер выводилось в онлайн-режиме на сайт регионального министерства. Это позволило снять споры об укладке асфальта в неподходящих погодных условиях.
Наконец пятой ступенью контроля был республиканский Миндортранс как орган власти, ответственный за распоряжение бюджетными средствами и уполномоченный контролировать их целевое и эффективное использование. В его функции входил отбор проб на объектах, осмотр хода работ, проверка исполнительной документации и другое.
Сельские дороги Удмуртии
Следующим приоритетным направлением деятельности удмуртских дорожников является вопрос сельских дорог. Так, в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в 2018 году изначально планировалось реконструировать семь объектов общей протяженностью 34 км. Но благодаря экономии, образовавшейся в результате торгов, и дополнительным средствам бюджета республики удалось включить в программу еще один объект протяженностью 4,8 км.
Все объекты сданы до конца октября в строгом соответствии с графиком. Благодаря чему дорогами с твердым покрытием было соединено восемь населенных пунктов.
На нужды сельских дорог в текущем году было выделено 413,4 млн руб. из федерального бюджета и 202,5 млн руб. из регионального бюджета.
Непроездные дороги
Третьим приоритетным вопросом является проблема непроездных дорог. Она для региона является сложной и застарелой. Всего в Удмуртии насчитывается 62 автодороги, проезд по которым в период распутицы затруднен или и вовсе отсутствует. Общая протяженность таких дорог составляет 591 км, а в населенных пунктах, к которым они ведут, проживает 16 тыс. человек. Решить проблему отсутствия проезда по этим дорогам в осенне-весенний период планируется до 2020 года. На это нужно порядка 4,6 млрд руб.
За счет республиканского бюджета для объектов ремонта разработаны варианты типовых конструкций дорожных одежд, максимально учитывающие существующее земляное полотно, геологические и гидрологические особенности местности, а также возможность применения местных дорожно-строительных материалов.
Всего до конца 2018 года в нормативное техническое состояние посредством реконструкции и ремонта приведен 21 непроезжий участок протяженностью 90 км. На это было выделено 607 млн руб. Но даже на тех дорогах, которые будут полноценно отремонтированы в 2019 и 2020 годах, в прошлом году был обеспечен проезд в рамках государственных контрактов на их содержание.
Помимо всего прочего в 2018 году сданы два переходящих объекта, начатых в 2017 году. Первый — мост через реку Чепцу на автодороге Балезино — Сергино в Балезинском районе. Стоимость работ составила 279,6 млн руб. Длина моста 167,5 погонных метра. Второй — четвертый пусковой комплекс автодороги Костино — Камбарка. Там стоимость работ составила 303,3 млн руб. Протяженность участка 5,2 км.
Дороги для города атомщиков
Самым непростым проектом в рамках прошедшего Года дорог стал улично-дорожный ремонт «северной столицы» Удмуртии — города атомщиков Глазова. Проект был реализован в рамках соглашения правительства республики с государственной корпорацией «Росатом». Путем авансирования налога на прибыль за несколько лет дорожный фонд Глазова удалось увеличить почти в 11 раз к уровню прошлого года — с 40 млн до 422 млн руб.
Предпосылкой для запуска проекта стала высокая степень износа улично-дорожной сети этого моногорода с населением 93,6 тыс. человек. По состоянию на май 2018 года практически треть дорог Глазова не соответствовала нормативным требованиям. При этом дорожники понимали, что небывалые для небольшого города объемы ремонта, проводимые одновременно, способны вызвать настоящий транспортный коллапс. Чтобы его избежать, дорожные работы были разделены на три этапа по районам города. Работы были согласованы с коммунальными службами, а объездные пути продумывались совместно со службами экстренной помощи. Учитывалось абсолютно все, даже места проживания беременных женщин и людей с хроническими заболеваниями.
Отдельно пришлось выстраивать систему доставки асфальтобетонной смеси на объекты. Один глазовский завод не смог бы выдать необходимое количество материала. В город был перемещен мобильный асфальтобетонный завод.
При производстве работ так же, как и в Ижевске, использовалось специальное программное обеспечение, которое позволило любому жителю следить со смартфона или со стационарного компьютера за тем, что происходит, через городские камеры наружного наблюдения и камеры, установленные на асфальтоукладчиках.
Благодаря стабильному темпу производства работ, детально проработанному техническому подходу, всего по проекту удалось сэкономить 30,9 млн руб. К ним добавили 5,3 млн руб., которые высвободились еще до начала сезона в результате торгов и были направлены на ремонт дополнительных восьми объектов дорог и почти 3,5 тыс. тротуаров.
За время реализации проекта в Глазове удалось отремонтировать 52 участка автодорог. Кроме того, с применением срезанной асфальтобетонной крошки в городе проведены работы по отсыпке 58 участков грунтовых дорог протяженностью 23 км.
В заключение отметим, что применение местных материалов способствовало снижению стоимости работ. В регионе были внимательно изучены местные материалы. Они были проверены с помощью коллег, в том числе в федеральных институтах и лабораториях. Так, в 2018 году в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» с применением местного щебня в Удмуртии отремонтировано пять участков республиканских трасс общей протяженностью 17,2 км. С использованием песчано-гравийной смеси и известнякового щебня, добываемых в республике, строились почти все сельские дороги — пять из восьми объектов. Эту практику в дальнейшим однозначно необходимо продолжить. Тогда без потери качества удастся еще сильнее удешевить работы и сэкономленные средства пустить на новые дорожные проекты. Благо практику строительства объектов на сэкономленные средства в регионе уже отлично освоили.
Текст: Станислав Донин