Согласно расчетам Министерства транспорта России, ущерб, наносимый региональным  дорогам Белгородской области от  перегруженных грузовиков, ежегодно составляет порядка 5 млрд руб. Отчего ремонтировать их можно до бесконечности. Что починят, то очень быстро разобьют перегруженные фуры — и  надо чинить заново. Как решить данную проблему с помощью весового контроля, на недавно прошедшей «Транспортной неделе — 2018» рассказал заместитель губернатора Белгородской области, начальник регионального Департамента строительства и транспорта Евгений Глаголев.

По словам специалиста, для решения этой проблемы в Белгородской области была создана региональная сеть автоматических пунктов весового контроля (АПВК). По состоянию на декабрь 2017 года,  она насчитывала шесть таких комплексов, стоимость которых составила порядка 190 млн руб. Выявление нарушителей не заставило себя долго ждать. На конец 2018 года суммарное поступление средств от выставленных штрафов составило 150 млн руб. Еще 175 млн руб. различных штрафов пока находится в исполнительном производстве. В результате все вложенные в монтаж  шести АПВК средства окупились всего за год. Таким образом, положительный эффект от взвешивания идущих по сети грузовиков можно назвать огромным.

в Белгородской области была создана региональная сеть автоматических пунктов весового контроля

По словам замгубернатора Белгородской области Евгения Глаголева, на конец 2018 года регион получил 150 млн руб. от штрафов за перегруз на дорогах (фото: Департамент строительства и транспорта Белгородской области)

Но не обошлось и без проблем и неожиданностей, о которых белгородские дорожники изначально даже и не подозревали.

Первой проблемой явилось закрытие государственных регистрационных знаков или номеров. И она выявилась буквально в первые дни работы системы. Из подъезжающего  к рамке АПВК транспортного средства выходил водитель, завешивал номера, а после проезда снова выходил и открывал их. То есть перегруз фиксируется, а кому выписывать штраф, непонятно. Для решения проблемы на различных расстояниях до и после постов весового контроля были установлены камеры. Они фиксировали когда, кто и с какой скоростью  проезжал по сети. Так удалось выявить любителей завешивать номера. И им были выставлены штрафы за перегруз, несмотря на закрытый номер. Затем неоднократно в суде вопреки стараниям перевозчиков удавалось доказать, что это именно та машина, которая проезжала с закрытым номером. И перевозчику приходилось штраф оплачивать. То есть закрывать номера уже бесполезно — не помогает.

Вторая проблема — объезд постов взвешивания. Недобросовестные перевозчики находят пути объезда — в ход идут и лесные дороги, и другие места, где можно проехать и объехать. Это выяснилось благодаря мониторингу грузопотоков. Он показал, что некоторые грузовики в течение месяца совершают больше 10 рейсов в одну сторону, при этом в обратную сторону они едут всего один-два раза. Порожняком смело проходят через посты, а следуя с перегрузом, их обходят. Для решения проблемы путем изучения данных с камер эти потенциально рисковые перевозчики были выявлены и, как говорится, взяты на карандаш. И теперь при каждом возможном случае сотрудники  ГИБДД стараются загонять их на посты ручного весового контроля.

Третьей проблемой стала необходимость быть безусловно уверенными в точности взвешивания. По технической документации достаточно проводить поверки два раза в год. Но этого абсолютно недостаточно при внештатных ситуациях, например когда есть дефекты дорожного полотна. В этом случае невозможно гарантировать качество штрафа. Случайно можно выписать штраф добросовестному перевозчику из-за ошибки взвешивания. К примеру, при транспортировке наливных грузов, когда грузовик притормаживает перед рамкой, жидкость перемещается, создавая этим  различное давление на оси ТС. «Поэтому мы разработали программное  обеспечение, которое  ежедневно в электронном режиме поверяет все наши АПВК. Без него взвешивание в автоматическом режиме просто невозможно», — объяснил Евгений Глаголев.

в Белгородской области была создана региональная сеть автоматических пунктов весового контроля

В 2019 году на региональных дорогах в Белгородской области планируется установить  500 камер для весового контроля (фото: Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области)

«Мы подсчитали, что для полного решения проблемы в региональной дорожной сети Белгородской области  надо установить 500 камер и 15  постов АПВК», — рассказал чиновник. Эти камеры будут выполнять и массу других функций: фиксировать нарушения ПДД, в круглосуточном режиме видеть ситуацию на дорогах, среднюю скорость движения и величину трафика.

В 2019 году в регионе планируется установка свыше 2000 камер, из которых 500 — на региональных дорогах, 1200 на перекрестках и 300 в зоне платных парковок и в местах наибольшей концентрации ДТП. При получении такого количества данных можно будет отследить историю перемещения любого автомобиля.

На установку камер в 2019 году понадобится примерно 1,5 млрд руб. По самым пессимистичным прогнозам, полная окупаемость затрат будет достигнута за 36 месяцев. Кроме того, стоимость работ существенно может удешевить изучение опыта дорожников из близлежащих регионов.

Например, дорожники соседней Воронежской области при первом этапе внедрения АПВК  учитывали, что в соседних областях часть дорог уже перекрыта этими рамками. И они у себя ставили рамки так, чтобы использовать средства по максимуму. Ставили их туда, где рамки будут наиболее эффективно работать. Помимо этого регионы передают данные с таких рамок друг другу.

«Необходимо делиться опытом и развивать региональные интеллектуально транспортные системы. Тогда и нарушений ПДД будет меньше, отчего снизится количество аварий. И каждый год не придется чинить одни и те же дороги, потому что недобросовестные перевозчики побоятся выходить на них с перегрузом», — подчеркнул заместитель губернатора.

Текст: Станислав Донин

РЕКАЛАМА