Комментируя старт нового инфраструктурного проекта, губернатор Ростовской области Василий Голубев отметил его значимость – как для региона, так и для юга России.
«Как показал 2017 год, нагрузка на эту дорогу – очень значительная. В прошлом году мы зафиксировали нагрузку в 115 тыс. автомобилей в сутки. Это подтверждает, что решение этой задачи для Ростовской области, является не просто актуальным проектом, а сверхважным проектом, требующим решения. Реализация этой программы для региона, который занимает такое особое географическое положение, очень важно и актуально», – сказал он на торжественной церемонии.
Глава региона добавил, что предстоит «очень напряженная работа». Проект потребует от всех сторон – муниципалитетов, региональных властей, федеральных органов власти и частных инвесторов – синхронной совместной работы. «Опыт у нас уже есть. Ровно так же мы построили аэропорт «Платов». Надеюсь, и этот проект будет таким же. За ним идет новый этап развития Ростовской области. Это и новая логистика – а значит, и новые инвестиции в регион», – подчеркнул он.
Сам проект предусматривает как строительство непосредственно новой части обхода Аксая — платного участка автодороги М-4 с 1036-го по 1072-й км, так и реконструкцию примыкающих к нему участков этой же трассы — с 1072-го по 1091-й км и с 1024-го по 1036-й км.
По словам Сергея Кельбаха, обход Аксая впервые в России спроектирован по немецким нормам. На этой трассе будет возведено восемь транспортных развязок, 16 путепроводов и восемь мостов. С 1024-го по 1036-й км на дороге будет шесть полос движения, с 1036-го по 1091-й км — четыре полосы. «В частности, межремонтный гарантийный срок эксплуатации составит 30 лет. Реализацией этого проекта мы поднимаем планку для дорог высшей технической категории в нашей стране», — отметил Кельбах.
Именно новый участок станет ключевой и самой сложной частью проекта. Данный отрезок будет построен с нуля в сложных гидрогеологических условиях: 20 км дороги придутся на пойменную земельную часть со слабыми грунтами. Также здесь предусмотрены несколько искусственных сооружений, включая мост через р. Дон. Общая протяженность искусственные сооружений (мосты, пойменные мосты и путепроводы) на данном участке составит 4,5 км.
Как рассказал Сергей Кельбах, данная часть проекта будет реализована в два этапа. На начальной стадии генеральный подрядчик (на непосредственное строительство дороги будет проведен отдельный конкурс), московская компания «Транстроймеханизация», входящая в состав группы компаний «Мостотрест», проведет комплекс земельно-инженерных работ по подготовке территории к строительству участка 1036 – 1072 км. Сюда входит разработка документации проекта, перенос инженерных коммуникаций, непосредственная подготовка земельных территорий.
В соответствии с условиями контракта данный этап работ должен быть завершен до конца 2019 года. Его стоимость составит 4,9 млрд руб.
Следующим этапом должно стать непосредственное строительство дороги. Новый участок будет эксплуатироваться на платной основе. Альтернативным путем следования для автомобилистов останется старый обход Аксая.
В то же время, как признал глава «Автодора», в реализации проекта пока остается много вопросов. Так, предварительный общий объем финансирования оценивается в сумму порядка 77 млрд руб. Однако на данный момент источники финансирования пока не определены.
«Это очень капиталоемкий проект. И в программе деятельности нашей компании по 2021 год, включительно, его пока нет. Сейчас мы занимаемся его включением», – признал он.
Планируется, что проект будет реализован на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). В настоящее время руководство ГК «Автодор» проводит встречи и презентации с инвесторами. «На самом деле мы только в первый раз показали его в Сочи (на экономическом форуме – прим. ГиД). И мы только-только структурировали этот проект. Вчера я вернулся из Бахрейна, где презентовал этот проект арабским инвестиционным фондам», – продолжил Кельбах.
По словам руководителя, изначально планировалось привлечь значительный объем финансирования через выпуск облигаций. Однако в итоге преобладающим вариантом, очевидно, станет создание новой государственно-частной компании.
Он добавил также, что сейчас решается вопрос с долями финансирования, и картина прояснится «ближе к осени».
Учитывая все объективные и субъективные факторы, глава «Автодора» признал, что четкого понимания по срокам строительства обхода Аксая у компании сейчас нет.
«Сам обход Аксая точно будет за 2021 годом. Думаю, 2022-й или 2023-й год. Удастся нам начать непосредственное строительство в 2019-м или в 2020-м – трудно сказать. Но мы делаем максимум, чтобы приблизить эти сроки», – подчеркнул Сергей Кельбах.