Дорожный комплекс Республики Башкортостан является самым протяженным в Приволжском федеральном округе. В целом по России в части протяженности дорожной сети республика занимает второе место (первое закреплено за Алтайским краем).
Подробнее об автодорогах региона, их состоянии и перспективах рассказал в ходе прошедшей в Казани конференции «Дорога-2018» председатель госкомитета Башкортостана по транспорту и дорожному хозяйству Тимур Мухаметьянов.
Полная протяженность автодорог Башкирии составляет более 55 тыс. км. Из них 787 км — федеральные, 13,6 тыс. км — дороги регионального и межмуниципального значения, 33,5 тыс. км — дороги местного значения. Также около 7780 км составляют частные дороги, в основном – закрепленные за компанией «Башнефть».
Ключевые цели
Ими выступают реализация федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» (БКД) и выполнение задач, поставленных президентом страны по достижению нормативных показателей на сети региональных дорог в субъектах РФ.
Реализация проекта БКД подразумевает несколько основных пунктов:
Первое: нормативному состоянию должно соответствовать не менее 57,8% дорог регионального значения. Второе: до уровня 10% должна быть снижена доля автодорожной сети, работающей в режиме перегрузки. Третье: количество аварийно-опасных участков должно быть снижено в два раза. Четвертое: смертность в результате ДТП должна быть уменьшена в 3,5 раза. А также доведена до уровня сначала не более четырех человек на 100 тыс. населения, а к 2030 году — до нулевого уровня.
Крупнейшие агломерации
Под реализацию данного проекта в республике подпадают две ее крупнейших агломерации — Уфимская и Стерлитамакская.
Протяженность сети Уфимской агломерации составляет 1403,5 км. В их число входят 278,3 км федеральных трасс, 450,3 км региональных и межмуниципальных дорог, а также 674,9 км дорог местного значения. По состоянию на 1 января 2018 года нормативам соответствовало 66,5% дорог республики.
В состав Уфимской агломерации входят Уфимский, Благовещенский, Иглинский, Кармаскалинский, Кушнаренковский и Чишминский районы. Объем финансирования агломерации в текущем году составил 1,0 млрд руб. из федерального бюджета и 1,2 млрд руб. из бюджета региона.
Ядром агломерации является г. Стерлитамак, в состав агломерации включены Стерлитамакский и Ишимбайский районы, а также г. Салават. Протяженность самой агломерации составляет 727,6 км, автодороги федерального значения растянулись на 101,1 км. Соответственно дорожная сеть регионального и межмуниципального значения составляет 235,0 км, местного значения — 391,5 км. Доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, — 39,7%.
Финансирование
Как и в большинстве регионов, отрасль в Башкирии финансируется из средств регионального дорожного фонда. Так, в 2017 году объем данного фонда составлял 16,87 млрд руб. В 2018 году — уже 19,03 млрд руб. На ближайшие годы прогнозируются следующие объемы: в 2019 году — 17,21 млрд, в 2020 году — 17,27 млрд, в 2021 году — 16,85 млрд руб.
При этом 48% объема данных средств идет на ремонт дорожной сети, на строительство новых и реконструкцию существующих дорог — примерно 23% и на содержание сети направляется около 26%.
В среднем в течение одного дорожно-ремонтного сезона строится и реконструируется до 100 км дорог и около 150 п. м покрытия на мостовых сооружениях. Одновременно ведется ремонт еще на 500–1000 км автодорог. В среднем 100 км дорог ежегодно подвергается т. н. поверхностной обработке.
По части строительства и реконструкции на региональной дорожной сети наиболее крупными объектами являются:
– завершение строительства I пускового комплекса (протяженность — 19 км) автодороги Мишкино — Старобалтачево;
– продолжение строительства обхода с. Караидель с мостом через р. Уфу (протяженность дороги — 9 км, входящего в ее состав моста — около 330 м), с вводом в октябре 2019 года;
– продолжение строительства автодороги от обхода с. Караидель до Тастубы (I–III этапы, протяженность — 61 км).
Кроме того, сегодня осуществляется строительство 10 подъездов к населенным пунктам — общей протяженностью 39,3 км. Еще одним крупным объектом, запланированным к вводу в следующем, юбилейном для республики году, является строительство ул. Набережной на р. Белой в Уфе. Также важным проектом является строительство восточного выезда из столицы региона. В свою очередь программа строительства и реконструкции до 2029 года включает в себя 129 мостов с общей протяженностью дорожного покрытия 4000 п. м.
Итоги дорожного сезона – 2018
По итогам текущего сезона в Башкортостане отремонтировано 126 км автодорог. Из них 27,0 км региональных и межмуниципальных дорог, 80,9 км дорог в г. Уфе и еще 16,7 км дорог местного значения в Уфимском районе региона.
В рамках реализации проекта комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) было реализовано 127 объектов, в числе которых:
– 67 объектов ремонта автодорог (126 км);
– 10 объектов по установке барьерного ограждения (13,2 тыс. п. м);
– 11 объектов по установке светофорных объектов (18 шт.);
– 5 объектов по установке дорожных знаков;
– 8 объектов по установке камер фото- и видеофиксации (21 камера);
– 1 объект КСОДД.
Общий объем средств, выделенных на содержание автодорог, составляет 4,4 млрд руб. В том числе на дороги регионального и межмуниципального значения —3,4 млрд руб., на дороги местного значения — 1,0 млрд руб.
Инновационные технологии
С 2017 года в республике начато внедрение системы SuperPave. Эта система позволяет разрабатывать асфальтобетонную смесь с характеристиками, специально разработанными с учетом условий местности. То есть состав смеси идеально подходит под местный климат и идущую по нему весовую нагрузку.
В 2018 году при проведении ремонта улично-дорожной сети в г. Уфе по системе Superpave были выполнены работы на 55 дорожных участках общей площадью 1,23 млн кв. м и общей протяженностью 88,3 км. По заверениям специалистов, обустроенные по данной системе автодороги должны будут обходиться без ремонта в течение 12 лет.
Скоростные магистрали и принцип ГЧП
Одной из приоритетных задач в рамках повышения конкурентоспособности транспортной системы региона является развитие скоростных магистралей на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). В 2019 году, в случае поддержки Минтранса России, планируется начать строительство Восточного выезда из Уфы. Он должен будет соединить две федеральные трассы: М-5 «Урал» и М-7 «Волга» — и может стать одной из составляющих международного транспортного коридора Европа — Западный Китай.
В настоящее время в Башкирии готовятся к реализации и другие инвестпроекты на условиях ГЧП. Так, для развития территории Зауралья республики планируется строительство автодороги Стерлитамак — Кага — Магнитогорск. Эта трасса повысит транспортную доступность не только населенных пунктов, расположенных на территориях Ишимбайского, Белорецкого, Стерлибашевского и Стерлитамакского районов, но и населенных пунктов еще пяти муниципальных районов.
Также в республике совместно с госкомпанией «Автодор» прорабатывается вопрос создания башкирского участка автобана Казань — Екатеринбург (который может стать продолжением нового платного автобана Москва — Нижний Новгород — Казань. — Прим. ГиД). В рамках реализации данного проекта потребуется построить обход г. Бирск с мостовым переходом через р. Белая, а также обход с. Караидель с мостовым переходом через р. Уфа и автодорогу до границы Свердловской области. Сегодня все потоки по этому направлению идут через города Ижевск и Пермь. Проложив маршрут через Бирск и Караидель, можно сократить расстояние на 170 км.
Завершение строительства обхода с. Караидель планируется в 2019 году — к столетию Республики Башкортостан. Протяженность участка 60 км, стоимость строительства — более 1 млрд руб.
Еще один проект по схеме ГЧП — реконструкция автодороги Уфа — Камбарка — Ижевск на участке в обход Нефтекамска. Также уже подписано соглашение о реконструкции автодороги Дюртюли — Нефтекамск с целью доведения технических параметров до технической категории II для передачи ее в федеральную собственность.
В заключение стоит отметить, что несмотря на внешние и внутренние вызовы в целом, дорожная отрасль в Башкортостане работает стабильно, обеспечивая потребности населения и отраслей экономики.
Успешно реализуются мероприятия, предусмотренные целевыми программами, а с этого года и национальным проектом. В значительной степени это результат системной работы во взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Общепризнанно, что именно современная инфраструктура способна стать ключом к реализации многих деловых проектов, масштабных инициатив по созданию передовых производств и качественных рабочих мест.
текст: Станислав Донин