Законопроект о создании государственной автоматизированной информационной системы тахографического контроля (ГАИСТК) внесен 24 октября в Госдуму.
Автором законодательной инициативы указан заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Павел Федяев.
Как следует из опубликованного документа (доступен в думской законодательной базе СОЗД), ГАИСТК предназначается для информационного обеспечения приема, записи, хранения, обработки, передачи и предоставления сведений и документов, подлежащих учету в соответствии с настоящим законом.
Оператором системы устанавливается организация, подведомственная федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции госполитики и нормативно-правого регулирования в сфере транспорта (очевидно, Минтрансу России. — Прим. ГиД).
«Сведения, содержащиеся в ГАИСТК, являются собственностью РФ», — фиксируется в документе.
Законопроектом устанавливаются юридические определения терминов «карта тахографа» и «тахографическая информация». В первом случае это — дословно: «защищенный компонент тахографа, представляющий собой пластиковую смарт-карту (интеллектуальную карту), обеспечивающую идентификацию и аутентификацию ее владельца, содержащую сведения о ее владельце».
Во втором случае это «информация ограниченного доступа», которая содержит в том числе сведения и электронные документы о времени управления ТС, соблюдении режима труда и отдыха водителей, а также о текущем местоположении, направлении, маршруте и скорости движения ТС.
Одновременно дается определение самой области тахографии. Отдельно прописывается, что оснащение ТС тахографами может быть осуществлено как в процессе изготовления автомобиля, так и во время его эксплуатации. Очевидно, под второю позицию подпадают также случаи ремонта и вынужденной замены данного прибора.
Кроме того, устанавливаются требования к юрлицам и ИП, осуществляющим установку и техобслуживание тахографов.
Наконец, законопроект запрещает использование в России тахографов, блоков тахографической информации и карт тахографа, сведения о которых не указаны в соответствующих госреестрах. Также не допускается использование тахографов и блоков тахографической информации, не прошедших проверку уполномоченных организаций.
По мнению председателя ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина, первый вопрос, который вызывает законопроект, — с какой целью вводятся реестры мастерских и тахографов? А также с какой целью вводится контроль за деятельностью таких мастерских и их аккредитация?
По его словам, реестры вводятся для того, чтобы снять с перевозчика (в первую очередь именно с него) риски приобретения и применения тахографа не соответствующего требованиям законодательства. В таком случае государство возьмет на себя работу по допуску в реестр тех моделей, которые полностью соответствуют требованиям и имеют полный набор необходимых сертификатов и свидетельств (это сейчас забота перевозчика и его же ответственность).
«Перевозчику останется только сверить выбранную им модель с моделями, учтенными в государственном реестре, к тому же и реестр будет вести госорган, а не бюджетное учреждение, как это происходит сейчас. Это очень положительное решение», — отмечает эксперт.
Другой момент, на который обращает внимание Геннадий Мирошин, это введение ответственности мастерской за результаты ее деятельности. По его словам, мастерские сегодня не несут ответственности за то, как они настроили тахограф.
«Результаты некорректной настройки могут обернуться для перевозчика штрафами. Реестр мастерских также позволит регулировать их деятельность на рынке и позволит на основании жалобы перевозчика исключать мастерские из реестра и прекращать их деятельность. А это серьезная защита интересов перевозчика», — констатирует он.
Создание государственной автоматизированной информационной системы тахографического контроля предусмотрено национальным проектом БКАД. По мнению властей, система позволит государству лучше контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей автотранспортных средств. Предполагается, что ГАИСТК будет создана и сдана в эксплуатацию до 2025 года.
Напомним также, что с 1 ноября 2019 года установке тахографов подлежат все грузовые ТС, владельцами которых являются физлица. В настоящее время данное требование распространяется лишь на владельцев грузового транспорта из числа юрлиц и ИП.
В начале октября правительство России утвердило требования по проведению обязательных проверок грузовых автомобилей массой свыше 3,5 т на наличие в них работоспособных тахографов.