С 1 ноября 2019 года российских владельцев грузовых автомобилей ожидают серьезные изменения в части прохождения государственного техосмотра ТС — в частности, применительно к вопросу проверки тахографов.
Подробнее о сути предстоящих изменений в своей колонке для ГиД рассказал председатель ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин.
Почему изменения привязаны к дате 1 ноября?
Изменения Федерального закона «О безопасности дорожного движения», вступающие в силу 1 ноября с. г., повлекли изменения других нормативных требований, имеющих логическую и юридическую связь с законом.
Что же изменится?
Прежде всего будет введена обязанность физических лиц — владельцев грузовиков соблюдать установленные в ПДД ограничения по времени управления и осуществлять минимально необходимый отдых от управления. Для осуществления контроля соблюдения этой обязанности физлица должны будут оснастить свои транспортные средства тахографами. Федеральный закон, устанавливающий эти требования, уже принят.
Также в Правилах дорожного движения будут установлены нормы времени управления и отдыха для водителей грузовиков. Постановление правительства России с изменениями ПДД находится на утверждении; его принятие планируется 1 ноября.
Физлица должны будут оснастить свои транспортные средства тахографами.
Помимо этого будет изменен порядок прохождения государственного технического осмотра: для грузовиков при прохождении осмотра будут проверять наличие и работоспособность тахографа. В Правила проведения технического осмотра транспортных средств внесены соответствующие изменения, вступающие в силу с 1.11.2019.
Наконец, изменится распределение ответственности между участниками и размер штрафных санкций за нарушение режима труда и отдыха водителей, за отсутствие тахографа, за нарушение требований к использованию тахографа; дополнительно появится штраф для физических лиц за нарушение норм времени управления и отдыха. Федеральный закон, изменяющий положения КоАП, уже принят; изменения вступают в силу с 1.11.2019.
Грузоперевозчикам стоит внимательно ознакомиться со всеми нововведениями и учесть их в своей повседневной деятельности.
Новые обязанности частных владельцев грузовиков
Большая часть новых требований касается владельцев грузовых ТС из числа физлиц. Для данной категории участников дорожного движения заканчивается вольготный период деятельности под прикрытием «перевозок для дома и семьи», они выравниваются в обязанностях с организациями-перевозчиками.
Как только в ПДД появятся нормы времени управления и отдыха (ожидаемый срок — после 1.11.2019), водители грузовиков будут обязаны осуществлять перевозку с учетом ограничений на максимально допустимое время нахождения в движении и осуществлять предусмотренный в ПДД отдых от управления. И это будет касаться всех водителей грузовиков вне зависимости от формы собственности (частный это автомобиль или нет).
Штрафы увеличены, круг участников расширен
При этом все грузовые автомобили массой свыше 3,5 т должны быть оснащены тахографами до 1 ноября (кроме типов транспортных средств, перечисленных в перечне исключений). С этой даты отсутствие тахографа будет наказываться для водителя штрафом от 3000 до 5000 руб., а если грузовиком владеет организация либо ИП, то за выпуск на линию без тахографа должностное лицо будет оштрафовано на сумму от 7000 до 10000 тыс. руб., ИП — от 15000 до 25000 тыс. руб., юрлицо — от 20000 до 50000 тыс. руб.
Эти штрафы существенно превышают взыскания, действующие в настоящее время по ст. 11.23 КоАП. При этом расширяется круг ответственных лиц: в текущей редакции юрлица и ИП не подвергаются наказанию. Штрафы также будут касаться и частных владельцев, осуществляющих некоммерческие перевозки на грузовиках «для дома, семьи, родственников и знакомых».
При этом расширяется круг ответственных лиц: в текущей редакции юрлица и ИП не подвергаются наказанию.
С учетом повышения размера штрафных санкций, очевидно, будет увеличено внимание к данному виду нарушений и со стороны надзорных органов. Поэтому перевозчику стоит заблаговременно привести в порядок свои транспортные средства и проинструктировать свой водительский состав.
Изменится также логистическая схема и время доставки грузов, потому что придется учитывать ограничения по времени нахождения в движении даже тем, кто осуществляет частные перевозки. В ПДД предусмотрено, что время движения без осуществления перерыва на отдых не должно превышать 4,5 ч, а перерыв не должен быть меньше 45 мин. После осуществления перерыва водитель снова может находиться в движении не более 4,5 ч и также обязан сделать перерыв не менее 45 мин.
Суммарное время движения за период, не превышающий 24 ч, не должно превышать 9 ч, с разрешением два раза в неделю увеличить это время до не более чем 10 ч, а отдых не может быть меньше 11 ч; при этом допускается уменьшить этот период до не менее 9 ч, но не более трех раз за расчетный период.
Нормы, изложенные в ПДД, требуют отдельного и внимательного разбирательства.
Гостехосмотр по новым правилам
В рамках рассмотрения данной темы стоит обратить особое внимание на изменение процедуры прохождения государственного технического осмотра. Это важно, потому что те перевозчики, которые будут проходить техосмотр 1 ноября и позже, могут столкнуться с проблемами, о которых они даже не догадывались.
Для начала нужно дать небольшое пояснение по той терминологии, которая была впервые применена в тексте Правил проведения технического осмотра (далее — Правила). Тахографом в тексте Правил называется устройство, предусмотренное в ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», а контрольным устройством называется устройство, предусмотренное в международном соглашении ЕСТР. Это соглашение регулирует международные перевозки грузов и пассажиров, а Россия является участником данного соглашения.
Перевозчики, которые будут проходить техосмотр с 1 ноября, могут столкнуться с проблемами, о которых они даже не догадывались.
Что стоит учесть перевозчику перед отправкой грузовика на прохождение технического осмотра:
– информация о проведенной поверке тахографа или контрольного устройства должна быть занесена в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС «Аршин»). Рекомендуется заблаговременно уточнить наличие отметки о поверке устройства на официальном сайте фонда по адресу: http://fundmetrology.ru;
– места соединения тахографа с бортовой сетью автомобиля и датчиками движения должны быть опломбированы пломбами с нанесенным на них префиксом «РФ», а для контрольного устройства пломбы должны содержать префикс RUS; места пломбирования не конкретизированы, но для любого устройства датчик движения на коробке передач пломбируется обязательно;
– настройка тахографа должна быть выполнена не позднее, чем за три года от даты техосмотра, а калибровка контрольного не позднее, чем за два года;
– установочная табличка контрольного устройства должна содержать информацию о характеристическом коэффициенте транспортного средства, эффективной окружности шин колес и дате их измерения (дате калибровки);
– водитель должен уметь делать распечатку из памяти тахографа с информацией о государственном регистрационном и идентификационном номерах транспортного средства, номере программно-аппаратного шифровального (криптографического) средства, текущей дате и времени (научите водителя делать распечатку в шкале местного времени, поскольку тахограф делает распечатки как в шкале UTC (SU), так и в шкале местного времени);
– тахограф или контрольное устройство должны быть работоспособны.
Эти новые требования к прохождению техосмотра касаются всех без исключения владельцев транспортных средств, которые по требованию закона должны быть оснащены тахографами или контрольными устройствами, в том числе и физлиц.
С какими проблемами столкнутся перевозчики в ближайшее время
В связи с вступлением в силу новых требований перевозчиков ждут неприятные сюрпризы. Это будут незапланированные и очень весомые штрафы за то, за что раньше не наказывали.
Особенно трудно будет «выходить из тени» физическим лицам, которые сейчас работают без тахографа. Многие не смогут пройти техосмотр по причине достаточно размытых требований, которые позволяют необоснованно отказывать в его прохождении.
Особенно трудно будет «выходить из тени» физлицам, которые сейчас работают без тахографа.
Законопослушным перевозчикам придется перестраивать графики движения под новые нормы, введенные в ПДД. Кто-то будет вынужден обращаться в мастерскую для приведения своего тахографа в рабочее состояние. А кому-то придется заставить своих водителей научиться работать с тахографом.
В любом случае рынок должен будет среагировать на новые условия работы — ждать осталось недолго.
Текст: Геннадий Мирошин