Российские автомобильные грузоперевозчики и экспедиторы смогут страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Законопроект, закрепляющий их соответствующее право на это, принят Госдумой 7 ноября в первом чтении.

Как ранее сообщали ГиД, документ вносит изменения в статью 34 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и статью 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

В частности, в первом из них предлагается прописать дополнение: «Перевозчик груза вправе застраховать риск ответственности за нарушение договора перевозки груза». В свою очередь во второй закон предложено внести формулировку: «Экспедитор вправе застраховать риск ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции».

В пояснении к законопроекту указывается на то обстоятельство, что в настоящее время Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 932) страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом: «При этом риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность (выгодоприобретателя)».

В то же время страхование ответственности перевозчика по договору автомобильной перевозки грузов не предусмотрено Уставом автомобильного транспорта и иными федеральными законами. Точно так же федеральным законодательством (в том числе ФЗ № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности») не предусмотрено страхование ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

(фото: Facebook / Mercedes-Benz Trucks Russia)

«Однако в транспортной отрасли сложилась практика, согласно которой при заключении договоров на перевозку, договоров транспортной экспедиции большинство частных и государственных российских компаний требуют, чтобы автоперевозчики, экспедиторы имели договоры страхования своей ответственности. Такое страхование является одним из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза», — говорится в комментарии к законопроекту.

По словам авторов документа, действующее законодательство РФ не устанавливает ограничения для страхования рисков за повреждение, гибель или утрату груза, за которые автоперевозчик, экспедитор несут ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда.

Разработчики документа отмечают также, что при заключении договоров страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов стороны имеют право воспользоваться имущественным страхованием, предусмотренным положениями ст. 931 ГК РФ «Страхование ответственности за причинение вреда».

Кроме того, указывают авторы законодательной инициативы, в России сложилась судебная практика, признававшая в ряде случаев заключаемые договоры страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными. «Такая практика применяется даже несмотря на то, что правила страхования страховщиков не содержали пункты о страховании договорной ответственности», — отмечают они.

По словам руководителя Агентства транспортного права Нелли Мандрыкиной, после вступления в силу нового закона экспедиторы и перевозчики смогут страховать свою ответственность по договору.

«Данное действие так же, как и сейчас останется добровольным. Только до этого законопроекта страхование ответственности было как бы по закону, а не в рамках договора, что давало возможность страховщику в судебном порядке признать договор страхования ничтожным», — прокомментировала она.

«Проблема заключается в том, что в этом случае, исходя из практики работы и неоднозначных решений ряда судов, возникает коллизия с определениями «перевозчик» и «экспедитор» именно в автомобильной части права, — делится в свою очередь мыслями эксперт МОЭС Тарас Коваль. — Главный вопрос все тот же. Если экспедитор или даже перевозчик не принимал груз для перевозки согласно российскому транспортному законодательству, то какую ответственность он будет страховать? Информационного агента?»

Опрошенные ранее ГиД эксперты в целом положительно восприняли новую законодательную инициативу, назвав ее правильной и нужной для рынка.

РЕКАЛАМА