В России могут принять федеральный закон, направленный на закрепление права автоперевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции. Соответствующий законопроект был внесен 17 апреля в Государственную Думу.
Как сообщили редакции ГиД в Торгово-промышленной палате РФ, концепция документа была ранее разработана данной организацией. Непосредственным автором законопроекта выступила депутат Госдумы и председатель Совета Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева.
Законопроектом № 691042-7 предлагается внести изменения в статью 34 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и статью 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
В частности, в первом из них предлагается прописать дополнение: «Перевозчик груза вправе застраховать риск ответственности за нарушение договора перевозки груза». В свою очередь во второй закон предложено внести формулировку: «Экспедитор вправе застраховать риск ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции».
В пояснении к законопроекту указывается на то обстоятельство, что в настоящее время Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 932) страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом: «При этом риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность (выгодоприобретателя)».
В то же время страхование ответственности перевозчика по договору автомобильной перевозки грузов не предусмотрено Уставом автомобильного транспорта и иными федеральными законами. Точно так же федеральным законодательством (в том числе ФЗ № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности») не предусмотрено страхование ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции.
«Однако в транспортной отрасли сложилась практика, согласно которой при заключении договоров на перевозку, договоров транспортной экспедиции большинство частных и государственных российских компаний требуют, чтобы автоперевозчики, экспедиторы имели договоры страхования своей ответственности. Такое страхование является одним из способов защиты интересов автоперевозчика, экспедитора и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза», — говорится в комментарии к законопроекту.
По словам авторов документа, действующее законодательство РФ не устанавливает ограничения для страхования рисков за повреждение, гибель или утрату груза, за которые автоперевозчик, экспедитор несут ответственность перед клиентом в силу общих оснований ответственности за причинение вреда.
Разработчики документа отмечают также, что при заключении договоров страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов стороны имеют право воспользоваться имущественным страхованием, предусмотренным положениями ст. 931 ГК РФ «Страхование ответственности за причинение вреда».
«Кроме того, в России сложилась судебная практика, признававшая в ряде случаев заключаемые договоры страхования ответственности автоперевозчика или экспедитора недействительными. Такая практика применяется даже несмотря на то, что правила страхования страховщиков не содержали пункты о страховании договорной ответственности», — указывают авторы законодательной инициативы.
Между тем, по словам руководителя Агентства транспортного права Нелли Мандрыкиной, в ст. 932 Гражданского кодекса РФ («Страхование ответственности по договору») указывается, что страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. «А закона, который указывал бы на необходимость страхования ответственности экспедитора, нет. Сегодня такая мера для экспедиторов необходима», — сообщила она в комментарии ГиД.
Нелли Мандрыкина добавила также, что еще в 2010 году Президиум Высшего арбитражного суда РФ принял постановление, в котором отдельно отметил, что «толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел».
«Однако несмотря на такую рекомендацию суда высшей инстанции, недоразумения все равно остаются. Допустим, если мнение Верховного суда РФ изменится, то страхование ответственности перевозчика/экспедитора снова может оказаться вне закона. Поэтому принятие закона о страховании ответственности экспедитора по договору должно облегчить жизнь сегменту логистического рынка», — подчеркнула Мандрыкина.
В свою очередь Андрей Романов из «Росгосстраха» выразил удовлетворение в связи с появлением такого законопроекта. По его словам, в случае принятия предлагаемых статей, страховщики смогут разработать примерные (в качестве образца) правила страхования договорной ответственности автоперевозчиков грузов и экспедиторов.
«Это сделает более прозрачной и понятной процедуру страхования, позитивные изменения должны затронуть и процедуру урегулирования убытков – в частности, перечня необходимых документов для признания страхового случая и ускорения страховой выплаты», – заявил он.
Управляющий партнер GroozGo Игорь Котов также положительно оценивает законопроект. По его словам, его принятие приведет к тому, что действия страховых компаний будут строго регламентированы, поскольку конкретизирована область применения страхования, а именно – риски по нарушению договора экспедирования и договора перевозки.
«Это может привести к унифицированию формулировок предложений по страхованию таких рисков, а возможно даже к созданию нового страхового продукта у всех участников рынка. Это в свою очередь обострит конкуренцию и приведет к снижению ставок по таким договорам страхования», – убежден Котов.
Наконец, по мнению генерального директора логистической компании «Точка-Точка» Артема Марчука, с точки зрения практики ничего не изменится. Тем не менее, он приветствует инициативу.
«Несмотря на то, что Гражданский кодекс, Верховный Суд и Президиум Высшего Арбитражного суда РФ признают легитимность таких сделок, в прямых законах, регулирующих деятельность экспедиторов и перевозчиков, не прописана возможность страхования ответственности.
На мой взгляд, данная инициатива необходима рынку, так как она стремится заполнить этот пробел, чтобы оградить участников от неоднозначности толкования действующего законодательства», – прокомментировал он.