С 5 июня этого года в России изменились условия режима труда и отдыха водителей, работающих по найму. С этой даты вступил в силу приказ Министерства транспорта от 3 мая 2018 года № 170.
Новый приказ внес несколько существенных изменений в действующее Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено приказом Минтранса от 20 августа 2004 года № 15).
Как следует из опубликованного документа, отныне севший за руль водитель законодательно обязан после четырех подряд часов управления автомобилем сделать 15-минутный перерыв. А впоследствии отдыхать через каждые два часа.
Ранее это требование действовало лишь при осуществлении междугородных перевозок, но теперь распространяется и на внутригородские перевозки.
В то же время при осуществлении междугородных перевозок в случаях, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч. При этом должны соблюдаться установленные ограничения по времени управления автомобилем.
Кроме того, предыдущая редакция Положения устанавливала, что суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч. В новой редакции данная цифра осталась неизменной. Однако в этом же пункте (п. 17) теперь появилось новое важное дополнение: общая продолжительность управления автомобилем за одну отдельную рабочую неделю (за период времени с 00:00 понедельника до 24:00 воскресенья) не может превышать 56 ч.
Характерно, что ответственность за несоблюдение новых требований теперь также ложится и на самого водителя ТС (ранее ответственность нес лишь работодатель).
Нововведения не распространяются на водителей пожарных и аварийно-спасательных машин, а также на обычных автолюбителей.
Между тем опрошенные редакцией ГиД представители рынка грузовых перевозок считают, что нынешние изменения практически никак не отразятся на отрасли. По мнению членов МОЭС Владимира Тяна и Владимира Матягина все упирается в вопрос контроля со стороны регуляторов, – который сегодня находится на слабом уровне.
«Кроме того, во многих регионах России – как например, в Сибири – на очень больших расстояниях порой просто отсутствуют стоянки для отдыха водителей большегрузов. А значит, в некоторых случаях соблюсти установленные законом требования объективно будет трудно», – подчеркнул Владимир Матягин.