В Госдуму внесен законопроект, регулирующий опытное использование инновационного (высокоавтономного) транспорта в России на автодорогах общего пользования. С 15 мая документ размещен в думской электронной базе ГАС «Законотворчество».

Это первая в истории нашей страны законодательная инициатива, направленная на создание правовой основы к опытной эксплуатации высокоавтономного и полностью беспилотного транспорта. Ее автором выступает депутат Госдумы и председатель думского Комитета по экономической политике Сергей Жигарев.

«Настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с опытной эксплуатацией инновационных транспортных средств, включая высокоавтоматизированные ТС, на автомобильных дорогах общего пользования России», — отмечается в документе.

Одним из первых положений нового закона является вопрос безопасности. В соответствии с документом должны быть обеспечены охрана жизни и здоровья граждан, а также имущества физлиц и юридических лиц — в условиях применения автоматизированных систем вождения на автодорогах. Еще одной целью инициативы является предупреждение ДТП, связанных с эксплуатацией высокоавтономного транспорта, и снижение тяжести их последствий.

Госдума

Это первая в истории России законодательная инициатива, направленная на создание правовой основы к эксплуатации автономного транспорта на автодорогах (фото: Госдума)

Также новый закон должен будет помочь в разработке технических регламентов и документов по стандартизации такого рода инновационных ТС и автоматизированных систем вождения.

Кроме того, принятие документа должно стимулировать развитие инновационных технологий в сфере транспорта в России и способствовать созданию благоприятных условий для развития необходимой инфраструктуры, привлечения инвестиций в данную сферу.

Настоящим документом устанавливается ряд новых юридических понятий и терминов. Так, инновационным ТС называется автотранспортное средство «на колесном ходу, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования», в котором применены «новые конструктивные решения, качественно изменяющие его основные эксплуатационные показатели».

Высокоавтоматизированным ТС устанавливается инновационное ТС, оснащенное автоматизированной системой вождения. Также вводится понятие автоматизированной системы вождения, автоматизированного режима управления и оператора высокоавтоматизированного ТС.

В свою очередь, водителем инновационного транспорта устанавливается физлицо, которое находится внутри такого ТС и осуществляет управление им либо активирует автоматизированную систему вождения ТС. А также контролирует движение данного ТС, в том числе в автоматизированном режиме управления.

Отдельно прописывается понятие собственника инновационного транспорта, дословно — юрлица или ИП, зарегистрированного на территории РФ, которому данное ТС принадлежит по праву собственности.

В то же время из документа следует, что положения этого ФЗ не будут распространяться на опытную эксплуатацию инновационного транспорта на территориях, не являющихся автодорогами общего пользования. К последним относятся, например, закрытые территории крупных промышленных предприятий, а также полигоны научно-испытательных центров.

В законопроекте отмечается, что порядок опытной эксплуатации инновационных ТС на таких территориях может определяться собственниками соответствующих земельных участков при условии обеспечения безопасности жизни и здоровья человека на всех этапах такой эксплуатации.

«Ответственность за обеспечение безопасности при осуществлении опытной эксплуатации инновационных ТС на таких территориях возложена на собственника соответствующего земельного участка, если соглашением между ним и собственником инновационного ТС не установлено иное», — говорится в документе.

Напомним, что в этом году в России должны продолжиться очередные испытания высокоавтономного транспорта. В ноябре прошлого года правительство страны утвердило план проведения таких тестов. Ожидается, что экспериментальные образцы техники будут курсировать на участках трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург, а также в пределах территорий г. Москвы и Республики Татарстан.

Одним из участников данных испытаний должен стать ведущий производитель грузовых автомобилей в России — «КамАЗ». Также к проведению тестов планируется привлечь специалистов Scania.

Предыдущая фаза активных российских испытаний автономных технологий успешно прошла в мае 2018 года на автодорожном подходе к Крымскому мосту в Краснодарском крае.

РЕКАЛАМА