Счетная палата РФ не поддержала намерение Министерства финансов России по переводу в ближайшие годы ряда неналоговых платежей, включая дорожную плату «Платон», в Налоговый кодекс, посчитав этот шаг преждевременным.

Соответствующее заявление содержится в обнародованном 30 августа аналитическом отчете организации, посвященном итогам проведенного анализа.

В своем отчете Счетная палата указывает на тот факт, что Минфином ранее был разработан законопроект, предусматривающий перевод ряда неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Речь идет, в частности, о дорожной плате для владельцев большегрузного автотранспорта по системе «Платон», утилизационном сборе и экологическом налоге.

«Некоторые из этих платежей имеют признаки налога. Однако Счетная палата считает такое решение непоследовательным. По мнению контрольного ведомства, нужно организовать инвентаризацию существующих обязательных платежей с целью их оптимизации», — подчеркнули аудиторы.

При этом, отмечается в отчете, порядок и сроки проведения инвентаризации должно установить правительство России, как и определить критерии, которым должны соответствовать обязательные неналоговые платежи.

Алексей Кудрин

В руководстве Счетной палаты считают преждевременной инициативу Минфина по переводу ряда неналоговых платежей в Налоговый кодекс (фото: Госдума РФ)

Итогом проведенной инвентаризации, по мнению Счетной палаты, должно стать создание общего реестра публично-правовых обязательных платежей. При этом порядок создания и ведения реестра требуется закрепить нормативным правовым актом.

«Кроме того, необходимо провести серьезные исследования: изучить все платежи с позиции экономической эффективности и фискальной значимости, определить объем средств, которые поступают от их уплаты, и цели, на которые они пойдут», — заявили в Счетной палате.

В целом из проведенного госаудитором анализа следует, что в настоящее время в реестре федеральных источников доходов к неналоговым платежам можно отнести в общей сложности 5479 записей. Отмечается, что в той или иной форме на них приходится 2/3 всех источников доходов бюджета, а сумма поступлений в 2018 году превысила 1,5 трлн руб.

При этом если исключить такие позиции, как штрафы, субсидии и субвенции, арендную плату и ряд других, то остается порядка 60 видов платежей или 262 обязательных платежа на федеральном уровне, что тоже немало. При этом само понятие неналоговых платежей законодательно никак не закреплено.

В то же время, отмечается в докладе, несмотря на столь большое количество платежей, они никак не систематизированы. А качество нормативно-правовой базы, которая регулирует эту сферу, по мнению аудиторов, очень низкое.

«Многие платежи не имеют экономического обоснования, а размеры ставок по некоторым сборам давно потеряли свою актуальность. Кроме того, нормативно не предусмотрена ответственность за неуплату или несвоевременную уплату неналоговых платежей. Это негативно влияет на платежную дисциплину и, как следствие, на объемы поступлений в бюджет», — говорится в заключении аудиторов.

Напомним, что проект федерального закона, разработанного Минфином, был размещен на портале проектов нормативных правовых актов 1 апреля. Предполагается, что соответствующие изменения в Налоговый кодекс в случае его одобрения парламентом будут внесены не ранее 1 января 2021 года.

В соответствии с текстом документа в Налоговый кодекс предлагается ввести главу «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения», а ставку дорожного сбора установить в размере 3,73 руб. на 1 км пути, пройденного большегрузным транспортным средством по федеральным дорогам общего пользования.

Государственная электронная автоматизированная система «Платон» функционирует в России с ноября 2015 года. Она обеспечивает взимание платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т в счет возмещения вреда, который они наносят федеральным трассам. Действие системы распространяется на 51 тыс. км дорог, расположенных на территории всей страны, за исключением платных магистралей федерального значения госкомпании «Автодор».

С июля 2019 года ставка тарифа «Платона» составляет 2,04 руб. за 1 км пути. После очередной индексации, запланированной на 1 февраля 2020 года, ее размер должен вырасти до 2,20 руб./км.

РЕКАЛАМА