Министерство транспорта России обратилось к Минтрансу Китая с просьбой увеличить нормы пропуска российских грузовиков через границу на автомобильных пунктах пропуска «Забайкальск — Маньчжурия» и «Пограничный — Суйфэньхэ» по меньшей мере в 1,5—2 раза, а в возможной перспективе восстановить их до штатного уровня. Соответствующее письмо было направлено заместителем министра транспорта Алексеем Семеновым его китайскому коллеге Лю Сяомину 20 мая.

На такой шаг российский власти пошли после того, как с середины мая Китай в одностороннем порядке сократил количество пропускаемых на территорию своей страны грузовиков из России до 10–12 на пункте «Пограничный — Суйфэньхэ» (при ежедневной пропускной способности в 50 машин) и до 25–30  на пункте «Забайкальск — Маньчжурия». Это было сделано, потому что 12 мая в «Суйфэньхэ» после пересечения границы был выявлен российский водитель с положительным результатом на коронавирус. Также со стороны Китая было принято решение ограничить экспортные потоки на пункте «Забайкальск — Маньчжурия» для всех видов грузов за исключением товаров медицинского назначения и плодоовощной продукции.

Алексей Семенов

Алексей Семенов призвал своих китайских коллег устранить возникшие проблемы на общей границе двух стран в минимально возможные сроки (фото: Минтранс России)

В результате к середине мая с российской стороны границы у пункта пропуска «Пограничный» скопилось несколько сотен грузовиков. Все это привело к проведению 14 мая стихийной стачки водителей, которые призвали власти обратить внимание на проблему. Власти Приморского края были вынуждены вступить в переговоры с властями провинции Хэйлунцзян, однако это изменило ситуацию минимально.

«Указанные ограничения приводят к невозможности исполнения российскими перевозчиками обязательств в соответствии с заключенными контрактами и своевременной поставки товаров народного потребления в торговые сети, а также комплектующих для крупных российских промышленных предприятий», — подчеркнул Алексей Семенов.

Замминистра транспорта указал также, что скопление сотен грузовиков в приграничной зоне уже привело к обострению социальной напряженности в ряде регионов страны.

Представители отрасли грузовых автоперевозок рассказали ГиД, что наличие серьезных проблем на указанных пунктах пропуска заставило их пересмотреть работу на китайском направлении. Так, по признанию руководителя крупной транспортной компании, еще в конце апреля они приняли решение развернуть все свои 20 застрявших на границе фур.

Глава департамента автоперевозок в Китай компании «Траско» Максим Игнатов рассказал ГиД, что в компании три недели наблюдают трудности на данном направлении, в частности на пограничном переходе «Забайкальск — Маньчжурия». «Траско» уже перенесла все грузовые перевозки из Китая на железную дорогу.

«Однако из-за резко возросшей нагрузки на железнодорожный сегмент здесь также возникают сложности с доставкой в Россию негабаритных, сборных и температурных грузов», — признался представитель компании.

По его словам, это важная артерия автомобильного сообщения между двумя странами и все задействованные на данном направлении российские перевозчики с большим нетерпением ожидают нормализации обстановки. «Надеемся, что транспортным властям удастся прийти к консенсусу в вопросе обеспечения доступа российских грузовых автомобилей на территорию Китая», — сказал он.

РЕКАЛАМА