В России могут быть введены штрафы для руководителей компаний, чьи сотрудники — водители автотранспорта окажутся уличены в нарушении режима труда и отдыха. Соответствующие поправки в КоАП одобрило на своем очередном заседании, прошедшем 29 марта, правительство страны. В то же время эксперты выступают против.
В соответствии с действующим Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством режим труда и отдыха водителей. Однако до сих пор наказание за данное нарушение правил осуществления автоперевозок предусматривалось законом лишь для лиц, непосредственно перевозящих грузы.
Нынешний законопроект призван распространить ответственность за выявленные нарушения режима труда и отдыха водителей и на работодателей.
«Это вопрос безопасности тех, кто управляет транспортным средством, и вопрос, который касается пассажиров и других участников дорожного движения. Как известно, случаи, когда водитель в силу физиологических причин не готов ехать — иногда засыпает за рулем — бывают. В том числе из-за переутомления он просто не может реагировать на дорожную обстановку», — прокомментировал нынешнюю законодательную инициативу глава правительства Дмитрий Медведев.
По словам главы Кабмина, вводимые административные санкции коснутся всех категорий работодателей — юридических и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей. «Для всех указанных категорий устанавливаются штрафы», — приводит слова Медведева пресс-служба правительства.
Более подробную информацию о размерах предложенных штрафных санкций для работодателей в правительстве не озвучили. «Предлагается установить дифференцированный размер административного штрафа в зависимости от субъекта и характера административного правонарушения», — говорится к комментарии к законопроекту.
Далее одобренный Кабмином пакет поправок в КоАП будет в установленном порядке внесен в Госдуму.
В то же время опрошенные редакцией ГиД эксперты — члены МОЭС скептически отнеслись к инициативе. Так, вице-президент Российского автотранспортного союза (РАС) Валерий Алексеев сообщил, что его организация будет настаивать на изменении окончательных формулировок в тексте законопроекта. «Мы считаем, что в случае выявления такого рода нарушений ПДД со стороны водителей, работающих на трассах за рулем, работодатели не должны нести ответственность за действия своих сотрудников», — заявил он.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин еще более категоричен. По его словам, распространение штрафов на работодателей не решит объективно назревшей в отрасли проблемы, так как ее корень лежит гораздо глубже. «Дело в том, что действующий в России режима труда и отдыха в принципе не подходит для нашей страны. Его нужно пересматривать и адаптировать с учетом географический условий», — подчеркнул он.
Напомним, что в настоящее время в соответствии со ст. 11.23 КоАП нарушение режима труда и отдыха водителей относится к административному правонарушению. Размер уплачиваемого штрафа составляет от 1 до 3 тыс. руб.