«В целях приведения российского законодательства в соответствие с международными обязательствами законопроектами предлагается установить нормы, регулирующие правовые отношения в сфере каботажных автомобильных перевозок и их поэтапной либерализации», — говорится в пояснительном тексте к законопроектам.
Вносимые изменения, в частности, вводят такие законодательные понятия, как «каботажная автомобильная перевозка», «разовое разрешение на осуществление каботажных автомобильных перевозок», а также юридически закрепляют возможность осуществления каботажных перевозок, их условия и особенности. Одновременно прописывается ответственность иностранных перевозчиков за нарушение порядка их выполнения (в том числе за неправомерное осуществление каботажных автомобильных перевозок).
Таким образом, Кабинет министров продолжил работу по регулированию деятельности грузовых перевозчиков (представляющих государства — члены ЕАЭС) на территории России и уточнил порядок взимания платы с них за пользование автодорогами страны. Ранее каботажные автомобильные перевозки на территории страны были запрещены.
Что касается внесенных изменений в Правила перевозок грузов, то принятым постановлением, в частности, приведено в соответствие с действующим законодательством: используемая терминология в части замены понятий «тяжеловесных груз» и «крупногабаритный груз» на «тяжеловесное транспортное средство» и «крупногабаритное транспортное средство», а также в части недопустимости перевозок делимых грузов в случае превышения допустимых осевых нагрузок и габаритов транспортного средства.
Также исключен пункт 3 Примечания в таблице № 2, которым предусматривалось определение для сдвоенных и строенных осей допустимой осевой нагрузки путем деления общей допустимой нагрузки на тележку на соответствующее количество осей, что фактически противоречило пункту 4 Примечания, допускающего неравномерное распределение нагрузки в группе сближенных осей, и приводило к неправомерным требованиям контролирующих органов.
Кроме того, введен порядок определения межосевого расстояния в группе осей при наличии различных значений, а также введено допустимое значение длины груза, выступающего за заднюю точку транспортного средства.
Оба проекта федеральных законов о внесении изменений в действующее законодательство РФ были подготовлены Минтрансом России в соответствии с Программой поэтапной либерализации выполнения автоперевозок перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств ЕАЭС, на период с 2016 по 2025 год (утверждена странами ЕАЭС в мае 2015 года).
Новые редакции одобренных законопроектов далее будут направлены на рассмотрение в Госдуму.