Штрафные санкции, предусмотренные КоАП за выявленные нарушения норм весогабаритного контроля на дорогах страны, будут одинаковыми (по минимальному значению) для владельцев ТС из числа юрлиц и физлиц. Максимальный размер штрафов при этом будет ограничен планкой 400 тыс. руб.
Соответствующие законодательные поправки предусмотрены проектом Федерального закона № 765480-7 «О внесении изменений в статью 12.21.1 КоАП», внесенным 30 июля правительством России в Госдуму.
Как следует из его содержания, документом предусматривается, что административная ответственность перевозчиков будет наступать в одинаковом размере вне зависимости от формы собственности на ТС и способа фиксации соответствующего правонарушения. Одновременно предлагается полностью снять ответственность с непосредственных водителей ТС.
Так, согласно законодательным поправкам предлагаются, в частности, следующие изменения в ст 12.21.1 КоАП.
При выявленном нарушении — в отсутствие спецразрешения на перевозку груза — в виде превышения допустимой массы ТС (или нагрузки на ось) на 2–10% собственник (владелец) ТС будет наказан штрафом в размере 100 тыс. руб. (вместо 150 тыс. руб.), при превышении массы (или нагрузки на ось) более чем на 10% и до 20% — в размере 250 тыс. руб. (вместо 300 тыс. руб.).
В свою очередь при превышении допустимой массы ТС (или нагрузки на ось) более чем на 20% и до 50% размер штрафа для владельца автомобиля составит 350 тыс. руб. (вместо 400 тыс. руб.).
Соответственно, в аналогичных случаях, но при наличии спецразрешения размеры штрафов составят:
– 200 тыс. руб. (вместо 250 тыс.) — при превышении весовых параметров, заявленных в спецразрешении, более чем на 10% и не более 20%;
– 300 тыс. руб. (вместо 400 тыс.) — при превышении весовых параметров, заявленных в спецразрешении, более чем на 10% и до 50%;
– 400 тыс. руб. (вместо 500 тыс.) — при превышении весовых параметров, заявленных в спецразрешении, более чем на 50%.
Напомним, что действующая редакция КоАП предусматривает максимальный размер санкций для перевозчиков — юрлиц в размере 0,5 млн руб.
Как отмечают авторы законопроекта, представленные предложения устраняют дифференциацию штрафов и разницу в штрафах, начисленных перевозчикам из числа физлиц и юрлиц. «Более того, предлагаемый размер административного штрафа соответствует минимальному установленному в настоящее время штрафу для юридических лиц», — подчеркивается в в пояснительной записке.
По словам директора по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александра Лашкевича, предложенный законопроект нуждается в доработке. Как считает топ-менеджер, транспортное сообщество вполне может прийти к единому мнению о необходимых изменениях в КоАП и «Устав автомобильного транспорта» и инициировать поправки через профильный комитет Госдумы.
«Необходимо наладить и отслеживать корректную работу весового оборудования и увеличить погрешность в целях выставления штрафов. Мы предлагаем не наказывать перевозчика при превышении допустимой массы ТС до 10%. А в части 2 статьи 12.21.1 КоАП при превышении установленных ограничений на 10–20% установить штрафные санкции ощутимыми, но не разорительными, так как в этом случае у перевозчика нет злостного нарушения.
Что касается превышений свыше 20 %, то здесь мы согласны, штрафы должны быть заградительными», – прокомментировал он.
Стоит отметить, что ранее, 25 июля, данный законопроект был одобрен правительством России, а до того, 22 июля, — правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Предполагается, что законодательная инициатива будет рассмотрена Госдумой в предстоящую осеннюю сессию (депутатский корпус возобновит работу с 27 августа).
Напомним также, что нынешний законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного суда РФ. В январе этого года высший судебный орган страны признал положения ст. 12.21.1 КоАП «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» частично не соответствующими Конституции страны и обязал Кабмин устранить выявленные несоответствия.