Российские власти в очередной раз подтвердили свои намерения по развертыванию АСВГК на автодорогах России. Как следует из федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», к концу 2021 года на федеральных трассах должно быть установлено 400 контрольных пунктов.

Параллельно аналогичные комплексы будут устанавливаться на автодорогах регионального и местного значения. До 2023 года они должны заработать в 60 субъектах РФ.

Полный текст проекта, включенного в паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), опубликован на официальном сайте Минтранса.

Плохие дороги — беда страны

Сохранность состояния автомобильных дорог вкупе с борьбой против злостных нарушителей весогабаритного контроля (в частности, путем развертывания АСГВК) являются на сегодня, пожалуй, одними из самых злободневных тем для участников российского рынка грузовых перевозок.

Не остается в стороне от дискуссий и экспертное сообщество.

Как следует из аналитического доклада, подготовленного Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР), общая протяженность сети автодорог в России составляет почти 1,5 млн км (по состоянию на 1 января 2018 года). Из них 53 тыс. км приходится на федеральные трассы, а 511 тыс. км — на дороги регионального и межмуниципального значения.

При этом обращает на себя внимание огромная разница в их состоянии. Если на сети федеральных автодорог нормативным требованиям соответствует 78% из них, то у региональных трасс этот показатель составляет лишь 43,1%, т. е. почти в два раза меньше.

На сети федеральных дорог нормативам соответствует 78% из них, у региональных трасс этот показатель в два раза меньше.

Еще более удручающе выглядит статистика по динамике ремонта этих дорог. Начиная с 2012 года ситуация по федеральным дорогам улучшилась на 39,1%, в то время как по региональным за шесть лет улучшение составило лишь 6,4%.

«То есть фактически ситуация на сети региональных дорог все последние годы не меняется и остается стабильно неудовлетворительной», — констатирует председатель РАДОР Игорь Старыгин.

Ущерб — на триллионы

Недобросовестные перевозчики злостно нарушают установленные законом весовые нормы провоза грузов. (фото: ФКУ «Росдормониторинг»)

Анализируя причины подобной сложившейся в регионах неблагополучной картины, авторы доклада выделяют две основные. Это недостаточное внимание к автодорожной отрасли со стороны региональных властей (прежде всего — в виде недостаточности финансирования), а также злостное нарушение установленных законом весовых норм недобросовестными перевозчиками грузов.

В первом случае о проблеме лучше всего свидетельствует тот факт, что в 2017 году ремонт и содержание автодорог регионального значения были профинансированы лишь на 15% (!) от нормативной потребности (для сравнения: по федеральным трассам в последние годы этот показатель составляет 100%). Неудивительно, что объемы строительства и капитальной реконструкции трасс регионального значения снизились по отношению к показателям 2016 года сразу на 13,5% — c 1647 до 1425 км.

Что касается второй проблемы, то, как следует из представленного аналитического доклада, ежегодный ущерб, наносимый российским дорогам перегруженным транспортом, оценивается в сумму 2,6 трлн руб. Напомним, что ранее эту же сумму называли и в руководстве ФКУ «Росдормониторинг».

«Это на 1 трлн руб. превышает сегодняшний объем государственных расходов на дорожную деятельность (расходы консолидированного бюджета РФ по статье дорожных фондов в 2017 году составили 1,7 трлн руб.)», — подчеркивает в свою очередь глава РАДОР.

Руководители профильных министерств и ведомств сильно озадчены масштабами проблемы с весогабаритными нарушениями на дорогах (фото: Росавтодор)

Между тем по итогам того же года сотрудниками Ространснадзора по результатам проведения весогабаритного контроля (ВГК) грузовых транспортных средств на автодорогах всех видов было вынесено 30,4 тыс. постановлений о привлечении нарушителей к административной ответственности. В свою очередь, со стороны заработавшего Центра автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) было вынесено еще более 4000 штрафов владельцам ТС — за выявленные нарушения ВГК.

В то же время, отмечает Игорь Старыгин, общая сумма штрафов, перечисленных нарушителями в бюджет страны в прошлом году, составила лишь 910 млн руб., в т. ч. в бюджеты субъектов РФ — 749 млн руб. Это многократно меньше вышеназванных размеров ущерба.

«Как нетрудно заметить, эти суммы просто несопоставимы с размерами ущерба, наносимого автодорогам, — подчеркнул глава РАДОР. — При таком соотношении финансирования и размера ущерба достаточно проблематично достижение нормативного состояния автодорог».

АСВГК как средство борьбы с нарушителями

По состоянию на 1 апреля 2018 года на федеральных дорогах страны функционировало 73 пункта ВГК (фото: Росавтодор)

В сложившейся ситуации, по мнению авторов доклада и руководства РАДОР, необходимость развертывания АСВГК неизбежна. Именно эта система, по замыслу дорожных экспертов, и должна выступить главным средством эффективной борьбы со злостными нарушителями весовых норм на дорогах страны.

По состоянию на 1 апреля 2018 года на федеральных дорогах России функционировало 73 пункта весогабаритного контроля. Из них 48 стационарных, 8 автоматических и еще 17 — автоматизированных, имеющих стационарную часть. При этом в Минтрансе ранее планировали, что до конца 2020 года в рамках развертывания АСВГК на федеральных дорогах заработают 387 контрольных пунктов, действующих в автоматическом режиме. Таким образом, цифры, включенные в новый проект БКАД, даже превосходят прежние планы.

Именно АСВГК должна выступить главным средством борьбы с нарушителями весовых норм на дорогах.

Применительно к дорогам регионального значения в 68 субъектах РФ сегодня функционирует 245 локальных пунктов ВГК местного подчинения — в том числе 25 стационарных, 51 автоматический и 169 передвижных.

В рамках развертывания АСВГК наибольшее число – 16 контрольных пунктов – появится на дорогах регионального значения в Тамбовской области. По 15 пунктов контроля будут установлены в Калужской и Свердловской областях, по 10 – в Республике Адыгея и Краснодарском крае.

Объединение усилий бизнеса и власти

Во избежание превышения весовых параметров на трассах некоторые компании сами замеряют вес своего корпоративного грузового транспорта (фото: официальный сайт сети «Магнит»)

В целом, по мнению экспертов, проект развертывания АСВГК по своей сложности и масштабам сопоставим с введением системы «Платон». В связи с этим со стороны авторов аналитического доклада РАДОР есть ряд предложений по повышению эффективности АСВГК и совершенствованию ее нормативно-правовой базы. Среди них, в частности, — внесение изменений в КоАП об усилении ответственности за уклонение от весогабаритного контроля и оборудование абсолютно всех большегрузных ТС датчиками поосных весовых нагрузок.

В то же время, как уже сообщали ГИД, члены МОЭС также ранее подготовили и направили в Минтранс России пакет коллективных предложений от бизнеса, призванных помочь государству в создании дорожной карты проекта развития АСВГК.

 

РЕКАЛАМА