Международный союз автомобильного транспорта  (IRU) представил обзор лучших практик: как национальные правительства обеспечивают непрерывность международного автомобильного грузового сообщения в условиях пандемии COVID-19.

Америка

Все страны Северной и Южной Америки признали важность продолжения грузовых автомобильных перевозок для обеспечения доставки необходимых товаров повседневного спроса тем, кто в них нуждается.

Правительства Канады, Мексики и США скоординировали свою пограничную политику, чтобы позволить коммерческим автотранспортным средствам свободно пересекать границу — особенно с Мексикой, откуда США получают большинство своих фруктов и овощей.

приграничный пункт

В IRU обращают внимание, что национальные правительства и таможенные службы должны оставлять для грузового автотранспорта «зеленые коридоры» (фото: Гродненская региональная таможня)

Продовольственные и сельскохозяйственные продукты, поступающие из Южной Америки, продолжают обрабатываться в морских портах, так что грузовики также могут продолжать перевозить данные товары на склады и в торговые точки.

Кроме того, Министерство транспорта США выпустило чрезвычайную декларацию, которая смягчает для водителей коммерческого транспорта, перевозящих основные виды грузов, требования по соблюдению режима труда и отдыха.

Китай

В Китае, где изначально началась вспышка эпидемии коронавируса, национальные власти предприняли следующие меры для обеспечения движения транспорта:

  • снятие всех дорожных сборов (включая оплату проезда по платным мостам и туннелям) по всей стране для всех транспортных средств до завершения пандемии;
  • внедрение политики «без остановок, без проверок» и неоплачиваемого проезда для транспортных средств, перевозящих предметы первой необходимости и необходимый персонал;
  • предоставление финансовой поддержки автотранспортным компаниям, пострадавшим от вспышки COVID-19, — особенно малым и средним предприятиям, а также тем, кто занимается перевозкой товаров первой необходимости;
  • продление сроков техосмотра и аттестации коммерческого транспорта до 45 дней после окончания вспышки COVID-19;
  • поощрение страховых компаний к продлению страхового периода и отсрочке уплаты страховых взносов для бизнеса, а также снижение или полное освобождение от страховых взносов коммерческих автотранспортных операторов, которые приостановили свою деятельность в связи со вспышкой коронавируса.

Евразия

Государственный таможенный комитет Белоруссии объявил, что на границе будет упрощена таможенная обработка товаров первой необходимости, предназначенных для ввоза в страну. Также госкомитет организовал на границах «зеленые коридоры» для таможенного оформления и транзита основных товарных групп, прибывающих в Белоруссию или предназначенных для транзита в другие страны. Белорусская таможня, кроме того, объявила об увеличении с начала года транзита товаров через белорусские границы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В других странах Евразии после отмеченного в начале апреля увеличения очередей из грузовиков были предприняты шаги по упорядочиванию процедур пересечения границы.

В Казахстане правительство смягчило свои прежние жесткие требования к водителям и грузовым автомобилям, прибывающим из стран с зафиксированными случаями заражения коронавируса. Теперь таким водителям больше не требуется менять транспортное средство по прибытии в пункты пересечения границы.

Азербайджан также сохранил свой транзитный «зеленый коридор» для Ирана, который соединяет его с Россией и остальным миром.

В России были предприняты аналогичные усилия, для того чтобы гарантировать бесперебойный поток грузов во время пандемии COVID-19. Власти решили:

  • не подвергать водителей международных автомобильных перевозок обязательному карантину в течение 14 дней, если у них нет признаков заболевания вирусом;
  • не вводить ежегодные весенние ограничения на региональных дорогах;
  • освободить транспортные компании от уплаты транспортного налога;
  • снизить страховые взносы для малого и среднего бизнеса.

Европа

Европейская комиссия признала значимость грузовых перевозок и логистики в условиях вспышки заболевания COVID-19. Данные секторы экономики были признаны приоритетными для поддержания стабильности экономики в Еврозоне. Также европейские власти решили обеспечить работникам сферы транспорта возможность свободно добираться из мест своего проживания к рабочим местам по всему ЕС.

Для согласования односторонних мер, предпринятых отдельными государствами — членами ЕС, Европейская комиссия представила свои рекомендации. Основные предложения охватывают следующие аспекты:

  • Сокращение скоплений транспорта на границах до минимума. Грузовые перевозки считаются приоритетной необходимостью, равно как и свободное передвижение работников сферы транспорта.
  • Организация отдельных «зеленых коридоров» на внутренних и внешних границах для грузовых автоперевозок как приоритетных.
  • Создание единого шаблона сертификата работодателя для обеспечения гарантий свободного передвижения профессиональных водителей даже без их транспортного средства.
  • Создание законодательной базы для продления сроков действия ряда грузовых, автотранспортных и кадровых сертификатов и контрольных документов.
  • Обеспечение большей гибкости в вопросах соблюдения режима труда и отдыха со стороны водителей.
  • Снятие всех действующих запретов на движение грузовых автомобилей.
  • Отстаивание интересов водителей коммерческого транспорта: расположенные в приграничной зоне санитарно-технические помещения должны оставаться для них доступными.

По словам генерального секретаря IRU Умберто де Претто, столкнувшись с глобальным кризисом COVID-19, некоторые страны мира приняли меры по поддержанию отрасли грузовых автоперевозок. «Тем не менее мы по-прежнему настоятельно призываем национальные правительства действовать сообща и принимать согласованные с другими странами решения. Это поможет обеспечить наилучшие условия для труда работников автотранспортной отрасли и их работодателей».

РЕКАЛАМА