Подавляющее большинство регионов России поддерживает идею распространения действия государственной системы «Платон» на сеть автодорог регионального значения.

Об этом заявил 4 июля первый заместитель председателя правления госкомпании «Автодор» Игорь Астахов.

По его словам, соответствующая инициатива сегодня рассматривается федеральными властями и Минтранс даже провел специальный опрос среди субъектов РФ по данному вопросу.

«Это обсуждается, и опрошенные 60 регионов выразили желание внедрить у себя такую систему на региональной сети дорог. Ничего им не мешает, дано соответствующее право субъектам по устройству этой системы на своих дорогах», — цитирует Игоря Астахова ТАСС.

Он добавил, что данное предложение поднималось также в ходе прошедшего заседания Госсовета.

система Платон

Власти большинства субъектов РФ приветствуют распространение системы «Платон» на дороги регионального значения (фото: РТИТС)

По данным информагентства, то, что возможность распространения системы «Платон» на дороги регионального значения находится на стадии обсуждения, днем ранее также подтвердил министр транспорта Евгений Дитрих.

«Но поскольку это достаточно серьезная социальная история, мы ее пока никуда не запускаем. То есть она еще только обсуждается, все возможные варианты», — отметил накануне глава Минтранса.

Он пояснил, что региональные власти формируют такие предложения для тех автодорог, которые сегодня в наибольшей степени загружены грузовым транспортом. Владельцы большегрузов, по словам Дитриха, часто предпочитают использовать дороги регионального значения вместо федеральных.

Между тем опрошенные ГиД представители отрасли осторожно оценивают целесообразность новой инициативы.

«Понятно, что регионы будут рады любому источнику средств, но остается открытым вопрос: какой эффект ожидать от данной инициативы, и когда он будет достигнут», – отмечает управляющий партнер онлайн-сервиса GroozGo Игорь Котов.

В свою очередь член МОЭС Тарас Коваль считает идею, с одной стороны, интересной, к которой «стоит присмотреться». В качестве примера он приводит опыт Германии, где в результате прошлогоднего введения платы за проезд по региональным дорогам общий объем оплаченного пробега вырос на 25%.

Однако в целом, по его мнению, «игра не стоит свеч», поскольку реальные затраты на реализацию проекта в регионах окажутся выше того объема средств, который хотят собрать в качестве дорожной платы региональные власти.

«Я понимаю, что всех достали перегрузы и есть желание пресечь это явление на региональных трассах. Но все же есть большая разница с внедрением системы на федеральной сети дорог. На мой взгляд, с помощью ее введения в регионах власти отказываются от нормальной работы Ространснадзора по собираемости сборов. А ведь этот вопрос было бы решить проще и дешевле», – размышляет эксперт.

С ним солидарен операционный директор логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев. «Вместо того, чтобы напрямую усиливать дисциплину собираемости, прорабатывать дифференциацию платежей и способствовать увеличению числа зарегистрированных перевозчиков – мы видим попытки введения платы за передвижение большегрузов по региональным автодорогам», – говорит он.

В то же время, по мнению директора по транспортной логистике Itella в России Дмитрия Пикалова, идея имеет право на существование, но ключевым вопросом для перевозчиков становится денежный.

«Число региональных трасс значительно превышает число федеральных – соответственно, требуется значительно больше денег на их покрытие системой. Чтобы обеспечить региональные бюджеты необходимой суммой для оборудования локальных дорог рамками контроля – придется вводить «ломовые» тарифы за проезд по ним. Ведь не стоит забывать, что число грузовиков, курсирующих по федеральным и по региональным трассам, сопоставимо», – считает он.

Наконец, эксперт в сфере транспортной логистики Андрей Ботвиньев напоминает, что в регионах власти сегодня взимают транспортный налог, который должен идти на содержание и ремонт автодорог. «Кто-нибудь знает, на что конкретно идут эти деньги из регионального бюджета?», – задается он вопросом.

Государственная система «Платон» функционирует в России с ноября 2015 года. Она обеспечивает взимание платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т в счет возмещения вреда, который они наносят федеральным трассам. Действие системы распространяется на 51 тыс. км дорог, расположенных на территории всей страны, за исключением платных магистралей федерального значения госкомпании «Автодор».

РЕКАЛАМА