Может ли работа водителя быть интересной и увлекательной? Еще как! В том случае если вы — водитель дальнемагистрального тягача, который ежемесячно колесит не только по просторам России, но и наматывает тысячи километров за ее пределами.
О романтике профессии, ее достоинствах и сложностях, а также о причинах ее изначального выбора мы поговорили с Дмитрием Кудимовым — 30-летним водителем, сотрудником транспортной компании.
Почти ежедневно он управляет 400-сильным грузовиком-автовозом MAN. Можно сказать, практически живет в нем. Но давайте лучше предоставим слово самому нашему сегодняшнему герою…
Путь в профессию
По собственному признанию, стать дальнобойщиком Дмитрий не грезил. Но так сложилась судьба. «Не планировал, но как-то оно само собой пришло, что «вся жизнь — дорога», — рассказывает он.
Сначала крутил баранку в армии — за рулем старенького ЗиЛа. Затем, после демобилизации, выбор тоже пал на профессию водителя, которую он успешно освоил в армии.
На первых порах трудился на грузовике у себя на малой родине, в Магнитогорске. В основном перевозил грузы по городу, но иногда случались и междугородние рейсы.
Есть в этом какая-то романтика!
«А потом захотелось не просто по городу перевозить, а стать именно дальнобойщиком, — вспоминает он.
О причинах такого выбора честно признается: «Есть в этом какая-то романтика!»
Разумеется, для этого пришлось специально пройти курс обучения и в дополнение к уже имеющейся категории «С» получать категорию «Е».
Водитель-международник
…Поработав какое-то время «дальнобоем» на Урале, Дмитрий решил и дальше развиваться в своей профессии, для чего ему пришлось покинуть родной город. Так он оказался в Северной столице — Санкт-Петербурге, где стал сотрудником транспортной компании АТЭК.
«Просто искал компанию, которая занимается международными перевозками. Решил стать водителем-международником», — вспоминает он.
Причем нынешнюю работу выходца с Урала никак нельзя назвать простой: ведь компания, в которой он трудится, специализируется на перевозках дорогих легковых автомобилей. В частности, спорткаров люксовых марок и в эксклюзивной комплектации. Судите сами: Bentley, Ferrari, Lamborghini!!
И география рейсов, по его словам, не ограничивается границами России. Это также страны Европы, Средняя Азия. «В Китае вот еще пока не был. Но вроде бы у нас планируется», — улыбается Дмитрий.
То есть, по сути, его нынешняя должность является элитной среди представителей его профессии.
Есть такая профессия — дорогие грузы перевозить
Сейчас Дмитрий — уже достаточно опытный дальнобойщик: за его плечами почти 10 лет стажа! Но важно, что работая в такой серьезной компании и на такой ответственной должности, он продолжает профессионально развиваться.
«Каждый рейс и каждый пройденный километр — это своего рода опыт в мою копилку. От этого никуда не уйти», — размышляет он.
Накладывает свой отпечаток на трудовой путь и специфика перевозок дорогих грузов, которая требует от водителя максимума внимательности и ответственности.
Каждый рейс и каждый пройденный километр — это своего рода опыт в мою копилку.
«Надо понимать, что наши клиенты, покупатели дорогих машин, — серьезные люди. Поэтому у нас работают только профессионалы. И перевозим мы машины максимально бережно: бережная перевозка у нас на первом месте! Это престиж компании», — с гордостью говорит собеседник.
По словам Дмитрия, на работу в АТЭК берут далеко не каждого водителя, кадровый отбор здесь предельно строгий. И даже те, кто его проходит, затем еще получают дополнительное обучение в компании.
«Потому что действительно машины очень дорогие и нужно быть действительно профессионалом своего дела», — подчеркивает он.
Высокая ответственность
В день нашей встречи, в начале сентября, у него был очередной ответственный рейс: из Северной столицы в Москву транспортировались два премиальных кроссовера Bentley. На глазах автора этих срок доставленную технику благополучно извлекли из автовоза во дворе дилерского центра.
На вопрос, сильно ли давит ответственность при транспортировке столь дорогих грузов (стоимость которых исчисляется десятками миллионов рублей), признается, что «ответственность — колоссальная».
По словам Дмитрия, он является материально ответственным лицом и на обязательное в таких случаях наличие страховки никогда не полагается. «Без ответственности здесь, конечно, никуда — я же не дрова вожу. Моя задача — довезти груз в целости и сохранности до получателя», — формулирует он.
Без ответственности здесь никуда — я же не дрова вожу.
Впрочем, к столь высокой ответственности парень относится спокойно. Чувствует, что компания-работодатель здесь тоже помогает своему сотруднику.
Прежде всего, его автовоз MAN — закрытого типа: снаружи не видно, что перевозится внутри. Кроме того, стоянки для отдыха в пути выбираются только специализированные: платные и охраняемые. «Никаких обочин», — подчеркивает собеседник.
Корпоративная система GPS-отслеживания грузов также защищает перевозку груза.
«Железный конь»
«Коллекция» грузовых автомобилей, которыми управлял собеседник, вызывает уважение.
Сначала, в армии, у Дмитрия был ЗиЛ-131 — по его воспоминаниям, «старенький, автомобиль, но достаточно хороший и надежный». Дальше, на городских маршрутах Магнитогорска, последовала «Газелька». Ну а первым большегрузом тоже стал представитель отечественного автопрома.
«Как и большинство из этой профессии, я начинал с грузовика отечественного производства, еще когда работал на Урале», — вспоминает он.
Шли годы, менялась техника… Сегодня Дмитрий, как и все водители его компании, управляет тягачом марки MAN. В его случае это дальний магистральник TGX 19.400 4×2 с дизельным двигателем мощностью 400 л. с. «В принципе, этого хватает», — замечает он.
«За баранкой» конкретно этого автомобиля, «за плечами» которого уже порядка 500 тыс. км пробега, дальнобойщик уже два года. Считает данную модель известной немецкой марки надежной, а в числе ее главных достоинств называет управляемость и маневренность.
«У него короткая база, и он более маневренный, чем мой предыдущий тягач — «американец». Для городских условий это просто огромный плюс», — говорит Дмитрий.
В связи с этим водитель вспоминает интересный случай, когда ему пришлось вызволять свою машину «из плена», будучи заточенным в плотном окружении другой техники. «Как-то раз приехал на стоянку, поставил машину, заночевал. Встаю в шесть утра и вижу, что меня «заперли» другие водители, а выехать можно попытаться только задом, через очень узкий Г-образный проем.
Как быть, думаю?.. Решил так же, задом, и выезжать — и прямо с первой попытки вырулил, даже сам удивился! Потом думаю: если бы сидел за рулем того самого «американца», то точно не смог бы выехать. Потому что габариты очень большие», — делится размышлениями водитель.
Также опытный дальнобойщик называет свой MAN «ремонтопригодным». Не только плановое техобслуживание техники, но и срочный ремонт — даже в дальних рейсах по всей стране — по его словам, осуществляется официальными сервисными центрами автопроизводителя. «И не бывает такого, что не достать запчастей», — говорит Дмитрий.
Касательно расхода топлива, как практически и все современные европейские тягачи, TGX тоже не отличается «прожорливостью», считает он. Еще в тягаче ему нравится кабина, оборудованная кондиционером, наличие бортового компьютера и наличие всех необходимых вспомогательных функций.
«В целом это отличная, удобная и комфортная машина, которая еще ни разу серьезно не подводила в пути. Я на многих марках работал, но MAN’у поставил бы 4,5 балла из пяти», — резюмирует водитель.
Вся жизнь — дорога
В целом о выборе профессии Дмитрий не жалеет. «Тяжело, конечно, приходится, иногда — даже очень тяжело. Это работа не для каждого. Но как-то уже привык и обвык», — признается он.
Плюс, не скрывает водитель, это еще и хорошая по нынешним временам зарплата — «выше среднего» по стране.
На прямой вопрос: «Ну так как, нравится?» — отвечает: «Пожалуй, да. Если бы не нравилось — не работал бы». Говорит, что любит постоянные разъезды и посещать разные города и страны, общаться с новыми людьми…
«Мне некомфортно сидеть на одном месте. А тут постоянная смена обстановки, интересно. Каждый день вижу что-то новое и познаю что-то новое. Познаю мир, как маленький ребенок», — улыбается Дмитрий.
График работы, по словам водителя, его устраивает. «Работаем с соблюдением режима труда и отдыха, с перерывами через каждые четыре часа и не более девяти часов в сутки», — отмечает он.
Познаю мир, как маленький ребенок.
«Я выбрал это профессию, и она мне по душе. В принципе, все устраивает», — делится мыслями Дмитрий.
И за будущее профессии — в свете новомодных дискуссий по теме перевозок автономным транспортом — парень не переживает.
«Конечно, прогресс не стоит на месте. Но думаю, профессию водителя-дальнобойщика еще не скоро заменят роботы. Разве что где-то на коротких расстояниях… Но не на дальних магистральных, где слишком много нюансов. Так что мы еще покатаемся», — широко улыбается он.
Мечта водителя
Как и у любого нормального 30-летнего мужчины, у Дмитрия тоже есть свои мечты и цели в жизни.
«Хотелось бы купить свой дом за городом, чтобы семья жила в комфорте. Чтобы выходишь утром из дома во двор — и травка зеленая, собачка по газону бегает», — делится он мыслями.
Хотелось бы купить свой дом за городом, чтобы семья жила в комфорте.
Что ж, парню есть к чему стремиться, ведь пока что его семья — жена с дочкой по-прежнему живут в Магнитогорске и видятся с главой семейства не столь часто.
«Стараюсь заезжать почаще, когда бываю в тех местах проездом. Ну и так иногда, в дни отдыха старюсь тоже выбираться к ним, специально летаю на самолете. Получается, правда, лишь где-то раз в два месяца», — вздыхает Дмитрий…
Партнерский материал совместно с MAN Truck and Bus Rus