В условиях пандемии коронавируса и спада мировой экономики российский рынок грузовых перевозок пока не демонстрирует снижения грузооборота, а отдельные его сегменты даже растут. Однако последующая рецессия, которую прогнозируют экономисты, может сильно изменить ситуацию. Сами представители отрасли также опасаются наихудшего сценария.
Стабильность рынка
В минувшем феврале официальная статистика говорила о росте отечественного рынка грузовых перевозок. Росстат отчитался о росте грузооборота автотранспорта в прошлом месяце на 17,7%, а оператор системы «Платон» — компания РТИТС констатировала прирост числа зарегистрированных в системе грузовых транспортных средств на 12 тыс. ед. с 16 февраля по 15 марта.
По словам опрошенных ГиД экспертов и непосредственных участников отрасли, по факту какого-то заметного падения грузооборота в отрасли, в масштабах страны, из-за коронавируса пока не наблюдается.
«Пока явного падения нет, завоз товаров по-прежнему происходит», — подтвердил ГиД вице-президент Российского автотранспортного союза (РАС) — эксперт МОЭС Валерий Алексеев. В Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) также заявили ГиД, что до сих пор объемы не сильно изменились.
По словам директора по маркетингу «DPD в России» Алексея Мерзлякова, в компании видят рост отправлений в сегменте B2C на 10–15%. «По остальным сегментам пока особых изменений не наблюдаем», — говорит он.
В свою очередь в РТИТС также констатируют стабильность в отечественной сфере грузоперевозок. «На данный момент общий пробег грузоперевозчиков по федеральным трассам не снизился, он практически точно повторяет показатели 2018 и 2019 года. Нет ни существенного падения, ни роста. Также мы видим, что сохраняется средний пробег иностранных грузоперевозчиков», — сказал генеральный директор компании Антон Замков.
По данным оператора «Платона», более 30 тыс. грузовиков, владельцами которых являются крупнейшие перевозчики продуктового ритейла, за минувшие три недели удерживают высокую и постоянную интенсивность движения даже в выходные дни. «Пиковые значения пробега сравнимы с предновогодним периодом и в целом соответствует традиционному росту грузоперевозок весной, с марта по май», — отметили в компании.
По словам директора по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые линии» Александра Лашкевича, пока рано говорить о влиянии эпидемии на грузооборот. «Наглядные результаты появятся через месяц как минимум. На текущий момент мы фиксируем даже небольшое увеличение грузооборота», — рассказал он. Этот минимальный рост в компании связывают с увеличением спроса на закупку импортной продукции, которая, с учетом закрытия границ, может оказаться в дефиците, а также с увеличенной потребностью в отдельных категориях товаров народного потребления.
Пока явного падения нет, завоз товаров по-прежнему происходит.
По данным сервиса по организации автомобильных грузоперевозок Fura, за последний месяц в России возросли перевозки продуктов питания и гигиенических товаров, но сократились поставки алкоголя.
«За последнюю неделю мы наблюдаем рост объемов перевозок в распределительные центры торговых сетей. И эти объемы сопоставимы с показателями высокого сезона», — рассказал директор по операциям FM Logistic Алексей Бормин.
С коллегами полностью солидарен заместитель генерального директора по автомобильным перевозкам «Траско» Александр Шилинчук. По его словам, в компании фиксируют оживление спроса на рынке перевозок внутри Москвы. «Это связано с ростом спроса на перемещение товаров со складов сетей. Некоторые компании активно включились в работу внутри мегаполиса, отказавшись на это время от междугородных перевозок», — сообщил он.
Опасения рынка
В то же время участники отрасли очень осторожно говорят о перспективах рынка. Причиной тому являются негативные прогнозы аналитиков относительно развития российской экономики, которая отчетливо демонстрирует замедление, а ведущие экономисты прогнозируют ее дальнейшую рецессию. В этих условиях, считают представители транспортно-логистической отрасли, рынок ждет неизбежное падение грузооборота.
По мнению Алексея Бормина, вероятно, на рынке грузоперевозок будет наблюдаться определенная стагнация. «На это будет влиять несколько факторов: пандемия коронавируса, ослабление российской валюты, а также падение доходов домохозяйств», — полагает он.
В «Траско» считают, что прирост заказов, зафиксированный в январе–феврале, очевидно, нивелируется спадом в марте. «Более долгосрочные прогнозы делать бессмысленно. Но мы полагаем, что автоперевозки – это последнее, что остановит свою работу, даже в условиях пандемии», — делится мыслями Александр Шилинчук.
По словам Валерия Алексеева, ситуация остается очень нестабильной и во многом непредсказуемой. «Каждый день всё меняется, и все находятся в ожидании последствий. Если деловая активность падает, то, естественно, объем перевозок уменьшается. Насколько именно они уменьшатся, никто не знает. Это зависит от того, когда пройдет пандемия. Но я думаю, падение все равно будет, и нам всем надо к этому подготовиться», — пояснил он.
В ближайший месяц мы ожидаем снижения грузооборота. Оборот может снизиться на 15%.
С ним солидарен другой член МОЭС Иван Головко, по ожиданиям которого объемы внутрироссийских грузоперевозок должны упасть в связи с общим уменьшением активности на рынке. «Вначале — падение спроса, затем — медленное его восстановление и эффект «хлыста» в момент, когда нужно будет возобновлять складские запасы», — поделился мыслями эксперт.
«В ближайший месяц мы ожидаем снижения грузооборота. Если ориентироваться на схожую ситуацию в КНР и ЕС, то оборот может снизиться на 15%», — предрекает Александр Лашкевич.
Особенно переживают в отрасли по поводу возможной приостановки работы крупных торговых центров. «Есть риск принудительного закрытия торговых центров, который убьет перевозки, потому что не надо везти товары в магазины, которые закрыты», — подчеркнул представитель Fura.
В СААП и вовсе заявили о «первом звонке», который прозвенел сегодня, 27 марта. «Магазины электроники «М.Видео» и «Эльдорадо» отменили все загрузки на ближайшие дни и даже приостановили тендеры по выбору перевозчиков», — поделился оперативной информацией из Сибири президент СААП Вячеслав Трунов.
В свою очередь заместитель генерального директора по продажам и маркетингу «Байкал-Сервис ТК» Алексей Худов сообщил ГиД, что в компании внимательно следят за развитием ситуации и прорабатывают самые различные сценарии, включая негативные. «Хочется надеяться, что эпидемия, связанная с коронавирусом, у нас пройдет спокойно и не будет предпринято каких-то жестких мер. Тогда отрасль грузоперевозок будет и дальше расти и развиваться», — сказал он.
Алексей Бормин так же надеется, что связанные с профилактикой пандемии меры властей не будут слишком жесткими для отрасли. «Мы надеемся, что возможные ограничения не затронут сферу грузоперевозок, потому что она является стратегически важным направлением по доставке продуктов и всего необходимого в торговые сети», — объяснил топ-менеджер.
Опасения представителей бизнеса вполне отчетливы и обоснованны. Ведущая международная отраслевая ассоциация — Международный союз автомобильного транспорта IRU также не ожидает для сферы грузоперевозок ничего хорошего.
По данным организации, пандемия коронавируса COVID-19 уже оказала прямое влияние на повседневную работу предприятий, в том числе работающих в сфере международных грузовых автоперевозок. Такая ситуация, считает генеральный секретарь IRU Умберто де Претто, создает новые риски для отрасли.
«Межконтинентальные контейнерные перевозки значительно сократились. В IRU оценивают снижение глобальной автомобильной деятельности в размере до 20% в 2020 году — в зависимости от того, как долго сохранится ситуация. Это может привести к глобальной потере доходов операторов в размере 2 трлн долларов», — заявил он.
Роль государства
Трудно ожидать, что Россия станет исключением из глобальных международных трендов. И конечно, в этих условиях очень многое будет зависеть от тех мер, которые власти примут для поддержки отрасли. Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются: с 21 марта власти временно отменили весовые ограничения на автомобильные перевозки продуктов питания и непродовольственных товаров первой необходимости.
Кроме того, особое внимание правительство уделило поддержке малого и среднего бизнеса. На три месяца, начиная с марта, вводится отсрочка по уплате страховых взносов, а также временная отсрочка на оплату арендных платежей для тех, кто арендует государственное или муниципальное имущество. Помимо этого вводится мораторий на проверки предприятий из реестра малого и среднего бизнеса, в том числе налоговые и таможенные.
«Также расширены программы льготного кредитования и возможности реструктуризации по приемлемым ставкам тех кредитов, которые были им выделены ранее», — заявили в правительстве.
При всем при этом Кабмин решил не приостанавливать работу системы «Платон».
Задача — помимо здоровья сотрудников сохранить предприятия.
Между тем сами представители бизнеса стараются подстраховаться на случай негативного сценария. Целый ряд отраслевых объединений и профессиональных ассоциаций за последнюю неделю написали свои обращения к правительству страны с просьбами о мерах поддержки отрасли. Так, например, поступили АСМАП, Союз транспортников России, СААП. С аналогичной инициативой также выступила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ).
Инициатива СААП, в частности, содержит предложение о вводе моратория на взимание транспортного налога и на действие системы «Платон». «В случае введения на территории России режима чрезвычайной ситуации приостановить взыскание задолженности по банковским кредитам и лизинговым платежам; снизить розничную цену на дизельное топливо на 25%», — отмечается в обращении ассоциации.
Правительственные заседания, посвященные выработке новых шагов по борьбе с последствиями пандемии коронавируса и мер по стимулированию экономики, проходят практически в ежедневном режиме. Поэтому вполне вероятно, что в самое ближайшее время последуют новые инициативы и меры поддержки транспортно-логистической отрасли как одного из ключевых секторов российской экономики.
«Задача — помимо здоровья сотрудников сохранить предприятия. Чтобы те перевозчики, которые останутся на рынке, сохранили деньги на оперативную деятельность — на обеспечение фонда зарплат, оплату необходимых платежей (коммунальных, налоговых и т. д.)», — обозначил приоритеты отрасли Валерий Алексеев.
Практически все представители отрасли убеждены в том, что отечественный рынок грузовых перевозок претерпит изменения по прошествии пандемии. Вопрос лишь в том, какими будут масштабы этих изменений.
«Рынок очень сильно изменится в будущем. Пока в приоритете будут медицинские изделия, антисептики, продукты питания. Когда восстановится спрос на другие товары, зависит только от того, как быстро закончится пандемия», — размышляет Иван Головко.
По мнению Александра Лашкевича, по опыту прошлых ситуаций с высокой экономической неопределенностью, преимущество на рынке будут иметь компании, способные быстро адаптироваться к новым экономическим условиям, а также полностью выполняющие взятые на себя обязательства и имеющие ресурсы для выживания в непростой период для экономики.
«Если говорить о логистике, то в первую очередь это – собственный автопарк, широкое географическое покрытие, надежные партнеры и квалифицированный персонал в штате», — заключает он.
О влиянии коронавируса на автомобильные грузовые перевозки и о путях выхода из кризиса можно будет узнать 30 марта на первой практической онлайн-конференции «Преодоление COVID-19 для индустрии транспорта».
Текст: Максим Алексеев