Чистый убыток группы Globaltruck, ведущего автомобильного перевозчика генеральных грузов Урала и Сибири, по итогам первого полугодия 2020 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в девять раз, до 22,5 млн руб. При этом группе удалось увеличить общую выручку за этот период на 4,5%, до 4,66 млрд руб., в основном за счет развития экспедиторских услуг.
В Globaltruck объяснили, что себестоимость продаж группы в первом полугодии выросла на 7,8%, до 4,1 млрд руб., за счет роста расходов на экспедицию, оплату труда водителей, материалы и комплектующие, а также расходов на оплату проезда по федеральным трассам через систему «Платон». Общие и административные расходы группы также выросли за счет расходов на IT и запуска процессов централизации функций коммерческого и логистического блоков группы.
«Скромный рост тарифов, плановая замена шин и аккумуляторов, а также трансформация коммерческого и логистического блока группы привели к снижению рентабельности по скорректированной EBITDA на 4,3 п. п., до 8,7%», — признал генеральный директор Globaltruck Илья Саттаров. Он рассказал, что тем не менее этот эффект удалось смягчить за счет повышения операционной эффективности: увеличения среднемесячного пробега на 3,1%, до 16,3 тыс. км, снижения расходов на топливо и улучшения закупочных условий.
По словам Саттарова, на фоне непростой экономической ситуации, вызванной влиянием COVID-19, группа сконцентрировала усилия на развитии экспедиторских и комплексных услуг. Рост выручки на данном направлении составил 55,7%.
Развитие экспресс-доставки
«Также мы продолжили развивать высокомаржинальную услугу по ускоренной доставке «Экспресс» и по сравнению с началом 2020 года на 76% увеличили среднее количество тягачей, задействованных в сервисе», — рассказал гендиректор Globaltruck. Количество автопоездов, задействованных в направлении «Экспресс», выросло c 120 в декабре 2019 года до 211 на конец первого полугодия 2020 года. Доля экспресс-перевозок в общем объеме грузоперевозок собственным парком выросла в первом полугодии 2020 года до 22% против 9% в первом полугодии 2019 года.
Парк тягачей группы в эксплуатации на конец первого полугодия составил 1305 единиц, что на 4% меньше, чем на 30 июня 2019 года. Парк полуприцепов в эксплуатации сократился на 3,1% и составил 1457 единиц.
Переход на биотопливо
Топливо является самой значимой статьей расходов для группы (42%). В целях оптимизации затрат в первом полугодии Globaltruck тестировала грузовики на альтернативных видах топлива. Для этого в конце 2019 года были приобретены 10 тягачей на биотопливе. Во втором полугодии планируется приобрести еще 40 таких машин и переоборудовать под биотопливо 200 дизельных грузовиков.
Ключевые финансовые показатели за первое полугодие 2020/2019 гг. (тыс. руб.)
2020 г. | 2019 г. | Изм., % | |
Выручка | 4 659 757 | 4 459 156 | 4,5 |
Скорректированная EBITDA | 404 307 | 577 605 | –29,9 |
Рентабельность по скорректированной EBITDA, %1 | 8,7 | 13,0 | –4,3 п. п. |
Скорректированная EBITDA на тягач1 | 306,5 | 424,7 | –27,8 |
Чистый убыток | (22 528) | (2 313) | – |
Рентабельность по чистому убытку, % | –0,5 | –0,1 | –0,4 п.п. |
Число тягачей в эксплуатации на конец периода, ед.1 | 1 305 | 1 360 | –4,0 |
Число тягачей в среднем в эксплуатации за период, ед.1 | 1 319 | 1 360 | –3,0 |
1 По данным управленческого учета группы.