Сегодня в области грузового автомобильного транспорта назрело несколько важнейших инфраструктурных задач, которые требуют немедленного решения, для того чтобы вывести отрасль на путь устойчивого развития, повысить ее инвестиционную привлекательность, сделать по-настоящему современной. Как мне кажется, именно от скорости и качества решения этих задач будет в огромной степени зависеть дальнейшее развитие (или стагнация) инфраструктуры транспортной системы страны в целом, а также ее способность стать важным элементом мировой транспортной системы, связующим элементом между Востоком и Западом.
Напомню, что либерализация грузовых автомобильных перевозок в 2005 году (отмена лицензирования этого вида деятельности) привела к стремительному росту рынка. Существенно увеличились объемы перевозок (сегодня годовой объем перевозки грузов автомобильным транспортом, по данным Росстата, составляет 5 млрд т, или более 60% объема грузовых перевозок всеми видами транспорта), а также число используемой техники (более 6 млн единиц) и количество людей, вовлеченных в эту деятельность (официальная статистика отсутствует, но консервативная оценка — не менее 7–8 млн человек).
Борис Рыбак: «Задача экспертного сообщества — выявить те направления, которые могут способствовать повышению эффективности как участников, так и рынка в целом».

Борис Рыбак: «Задача экспертного сообщества — выявить те направления, которые могут способствовать повышению эффективности как участников, так и рынка в целом».

Суммарный финансовый оборот отрасли составляет, по экспертным оценкам, от 5 до 6 трлн руб. Очевидно, что все это произошло не только в результате создания и быстрого развития крупных автотранспортных компаний, но и за счет роста числа индивидуальных предпринимателей и физических лиц, массово выполняющих перевозки грузов практически во всех регионах страны.

Росту автогрузовых перевозок в 2005–2014 годах способствовали не только общеэкономические факторы (бурный рост ритейл-торговли и сервисного сектора), но и отраслевые (простота доступа на рынок и работы на нем, доступность кредитов для покупки транспорта), и межотраслевые — в первую очередь жесткая эгоцентричная тарифная политика РЖД, которая привела к существенному оттоку грузов от железнодорожного транспорта к автомобильному .

Сегодняшнее пристальное внимание правительства и общественности к этой отрасли крайне позитивно. Нет сомнений в том, что в результате происходящих сейчас трансформаций, которые очевидно носят довольно болезненный характер, наша страна наконец получит современную конкурентоспособную отрасль грузовых автомобильных перевозок, что в свою очередь приведет к созданию и поддержанию качественной и безопасной дорожной сети и, в более широком смысле, наземной транспортной инфраструктуры — подобно тому, как это произошло в развитых странах в середине–конце прошлого века.

Суммарный финансовый оборот отрасли грузовых автоперевозок составляет, по экспертным оценкам, от 5 до 6 трлн рублей.
Аналогичный процесс шел в конце 1990-х — начале 2000-х годов в российском воздушном транспорте. Либерализация рынка авиаперевозок в начале 2000-х и связанное с ней бурное развитие авиакомпаний выявило отсталость наземной аэропортовой инфраструктуры, которая полностью перестала соответствовать потребностям и стала серьезно сдерживать развитие отрасли.

На фоне буйного роста авиаперевозок, в том числе и грузовых, существенно снизились показатели безопасности полетов, которые в какой-то момент стали наихудшими в мире. С другой стороны, устойчивый и быстрорастущий бизнес авиаперевозок, отличающийся большой капиталоемкостью и финансовыми потоками, привлек интерес инвестиционного сообщества к развитию воздушного транспорта в целом и особенно его наземной инфраструктуры.

В результате за последние 15 лет аэропортовая система России радикально улучшилась по сравнению с тем наследием, которое досталось России с советских времен. Причем это касается и столичных аэропортов, которые очевидно вышли на уровень лучших мировых стандартов, и региональных, которые тоже весьма хороши. Очень важно отметить, что развитие современной транспортной инфраструктуры — это не только строительство аэродромов, дорог, трубопроводов, что, конечно, важно. Однако ключ к эффективной работе транспортных систем сегодня — это внедрение самых современных технологий, в первую очередь IT-решений, передовых средств связи, новаторских методов управления.

Нет сомнений в том, что в результате происходящих сегодня трансформаций наша страна наконец получит современную конкурентоспособную отрасль грузовых автомобильных перевозок, что в свою очередь приведет к созданию и поддержанию качественной и безопасной дорожной сети.
Все рынки развиваются циклично с точки зрения уровня государственного экономического регулирования, проходя несколько отчетливо выраженных стадий. В какой-то момент все рынки оказываются под жестким государственным патронажем. Это может объясняться необходимостью концентрации ресурсов для решения общегосударственных задач, требованиями военного времени и подобными глобальными причинами.

Огосударствление рынка приводит к его постепенной экономической деградации, бюрократизации, коррупции и прочим болезням, характерным для государственной машины. Стремление общества к раскрепощению, росту и развитию рынка приводит к его либерализации, в ходе которой он пышно разрастается — как красивыми и полезными растениями, так и вредоносными сорняками. На этой стадии общество и правительство стремятся снова навести порядок, т. е. внести определенные регулирующие воздействия, позволяющие «облагородить» рынок, повысить безопасность его функционирования и, конечно, обеспечить лучший контроль над финансовыми потоками. На этой стадии у любого рынка есть логическая развилка: либо двигаться по пути национализации, вступая в новый цикл огосударствления, либо выходить за национальные рамки, становиться частью рынка глобального.

После десятилетия либерального, практически бесконтрольного развития можно опять забраться под зонтик государства — или же сделать следующий шаг в развитии и стать частью глобального транспортного рынка.
Именно на такой стадии и находятся сегодня российский рынок грузовых автомобильных перевозок и дорожная отрасль. После десятилетия либерального, практически бесконтрольного развития можно опять забраться под зонтик государства — или же сделать следующий шаг в развитии и стать частью глобального транспортного рынка.

Не так уж важно, по какому пути пойдет этот цикл, но совершенно очевидно, что без радикального повышения эффективности говорить о том, что Россия станет частью новой транспортной системы «Восток — Запад», не приходится.

Ясно, что эффективность грузовых перевозок всеми видами транспорта в нашей стране сегодня, мягко говоря, еще далека от современных мировых стандартов, производительность труда низка, а уровень непроизводительных затрат очень высок.

Проверенным способом снижения ежедневных издержек является сокращение и упрощение бюрократических процедур, связанных с оформлением перевозочной документации, за счет внедрения современных информационных технологий. Повсеместное 100%-ное внедрение электронной грузовой накладной и связанных с ней электронных маршрутных и финансовых документов — методически простой, современный способ снижения затрат и повышения эффективности операционной деятельности. В смежной отрасли — грузовых авиационных перевозках — внедрение электронного документооборота, так называемая система e-freight, по оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА) способна дать годовую экономию более 5 млрд долл. Нет нужды говорить о том, что внедрение единого электронного документооборота существенно повысит уровень организации перевозок, их надежность и качество, устранит ненужные посреднические звенья в грузовой автотранспортной системе.

Возможно, самой важной, системной задачей для развития рынка автомобильных грузовых перевозок и дорожной отрасли сегодня является внедрение эффективно работающей общегосударственной системы весогабаритного контроля.
В подобные переходные моменты очень интересную функцию по внедрению новаторских, пионерских решений очень часто несут не крупные, а средние и мелкие компании. Они куда более мобильны, подвижны, молоды и нацелены на получение быстрого результата, чем забюрократизированные крупные организации. Внедрение новых технологий — это именно их роль в развитии рынка.

Возможно, самой важной, системной задачей для развития рынка автомобильных грузовых перевозок и дорожной отрасли сегодня является внедрение эффективно работающей общегосударственной системы весогабаритного контроля (ВГК). Наличие такой системы позволит обеспечить штатную долгосрочную и безопасную эксплуатацию дорожной сети, поддержание парка подвижного состава в качественном состоянии и, в конечном счете, даст существенную экономию средств в национальной системе грузовых автомобильных перевозок и дорожной отрасли.

Нет сомнений в том, что внедрение системы допуска на рынок будет способствовать унификации принципов работы, созданию равных условий для всех участников отрасли и устранению недобросовестной конкуренции.
Повышение качества и безопасности бизнеса грузовых перевозок настоятельно требует разработки и внедрения системы допуска перевозчиков на рынок и системы контроля их операционной деятельности. Такое предложение исходит сегодня от многих участников рынка и наконец начинает находить поддержку в правительстве. Очевидно, что этап полностью либерализованного, полностью дерегулированного рынка подходит к концу и ему на смену должен прийти в той или иной степени регулируемый рынок.

Параметры этого регулирования еще предстоит определить, но ни у кого, похоже, нет сомнений в том, что внедрение системы допуска на рынок будет способствовать унификации принципов работы, созданию равных условий для всех участников отрасли и устранению недобросовестной конкуренции.

Создание системы допуска перевозчиков на рынок на базе единого всероссийского реестра автомобильных грузовых перевозчиков представляется вполне реализуемой задачей.

Одним из важнейших элементов системы допуска на рынок должна стать комплексная система страхования ответственности перевозчиков, аналогичная той, которая существует в развитых странах. Внедрение современной страховой системы грузовых автомобильных перевозок, в свою очередь, позволит существенно улучшить условия лизинга автомобильной техники, повысив привлекательность российского рынка для крупных международных лизинговых компаний — в первую очередь японских и других азиатских, что может очень серьезно снизить затраты автотранспортных компаний.

Годовой объем перевозки грузов автомобильным транспортом, по данным Росстата, составляет 5 млрд т (фото: Денис Хуторецкий)

Годовой объем перевозки грузов автомобильным транспортом, по данным Росстата, составляет 5 млрд т (фото: Денис Хуторецкий)

Система допуска на рынок должна быть простой, прозрачной и бесплатной. Среди критериев, которым должны соответствовать перевозчики, допущенные к работе на автогрузовом рынке, очевидно, должны присутствовать следующие:

  • Качественное техническое обслуживание и контроль за состоянием парка автотехники.
  • Высококачественная подготовка и поддержание профессиональной квалификации водителей и персонала.
  • Комплексное страхование ответственности перевозчиков.
  • Участие в государственных информационных системах «Платон» и «Эра-ГЛОНАСС».
Возможным решением может стать распространение на внутренний рынок системы допуска, которая сегодня используется для международных автомобильных грузовых перевозок.

Все эти меры вполне реализуемы и, по всей вероятности, смогут радикально изменить параметры рынка в лучшую сторону. Очевидно, что для максимально быстрой, корректной и эффективной реализации этих мер необходим ежедневный конструктивный диалог отрасли и властей всех уровней. Только в этом случае мы сможем добиться скорейшего соответствия российских грузовых автомобильных перевозок и дорожной отрасли лучшим мировым стандартам.

Борис Рыбак, и. о. председателя Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли
25 мая 2017 года
РЕКАЛАМА