Росту автогрузовых перевозок в 2005–2014 годах способствовали не только общеэкономические факторы (бурный рост ритейл-торговли и сервисного сектора), но и отраслевые (простота доступа на рынок и работы на нем, доступность кредитов для покупки транспорта), и межотраслевые — в первую очередь жесткая эгоцентричная тарифная политика РЖД, которая привела к существенному оттоку грузов от железнодорожного транспорта к автомобильному .
Сегодняшнее пристальное внимание правительства и общественности к этой отрасли крайне позитивно. Нет сомнений в том, что в результате происходящих сейчас трансформаций, которые очевидно носят довольно болезненный характер, наша страна наконец получит современную конкурентоспособную отрасль грузовых автомобильных перевозок, что в свою очередь приведет к созданию и поддержанию качественной и безопасной дорожной сети и, в более широком смысле, наземной транспортной инфраструктуры — подобно тому, как это произошло в развитых странах в середине–конце прошлого века.
Суммарный финансовый оборот отрасли грузовых автоперевозок составляет, по экспертным оценкам, от 5 до 6 трлн рублей.
На фоне буйного роста авиаперевозок, в том числе и грузовых, существенно снизились показатели безопасности полетов, которые в какой-то момент стали наихудшими в мире. С другой стороны, устойчивый и быстрорастущий бизнес авиаперевозок, отличающийся большой капиталоемкостью и финансовыми потоками, привлек интерес инвестиционного сообщества к развитию воздушного транспорта в целом и особенно его наземной инфраструктуры.
В результате за последние 15 лет аэропортовая система России радикально улучшилась по сравнению с тем наследием, которое досталось России с советских времен. Причем это касается и столичных аэропортов, которые очевидно вышли на уровень лучших мировых стандартов, и региональных, которые тоже весьма хороши. Очень важно отметить, что развитие современной транспортной инфраструктуры — это не только строительство аэродромов, дорог, трубопроводов, что, конечно, важно. Однако ключ к эффективной работе транспортных систем сегодня — это внедрение самых современных технологий, в первую очередь IT-решений, передовых средств связи, новаторских методов управления.
Нет сомнений в том, что в результате происходящих сегодня трансформаций наша страна наконец получит современную конкурентоспособную отрасль грузовых автомобильных перевозок, что в свою очередь приведет к созданию и поддержанию качественной и безопасной дорожной сети.
Огосударствление рынка приводит к его постепенной экономической деградации, бюрократизации, коррупции и прочим болезням, характерным для государственной машины. Стремление общества к раскрепощению, росту и развитию рынка приводит к его либерализации, в ходе которой он пышно разрастается — как красивыми и полезными растениями, так и вредоносными сорняками. На этой стадии общество и правительство стремятся снова навести порядок, т. е. внести определенные регулирующие воздействия, позволяющие «облагородить» рынок, повысить безопасность его функционирования и, конечно, обеспечить лучший контроль над финансовыми потоками. На этой стадии у любого рынка есть логическая развилка: либо двигаться по пути национализации, вступая в новый цикл огосударствления, либо выходить за национальные рамки, становиться частью рынка глобального.
После десятилетия либерального, практически бесконтрольного развития можно опять забраться под зонтик государства — или же сделать следующий шаг в развитии и стать частью глобального транспортного рынка.
Не так уж важно, по какому пути пойдет этот цикл, но совершенно очевидно, что без радикального повышения эффективности говорить о том, что Россия станет частью новой транспортной системы «Восток — Запад», не приходится.
Ясно, что эффективность грузовых перевозок всеми видами транспорта в нашей стране сегодня, мягко говоря, еще далека от современных мировых стандартов, производительность труда низка, а уровень непроизводительных затрат очень высок.
Проверенным способом снижения ежедневных издержек является сокращение и упрощение бюрократических процедур, связанных с оформлением перевозочной документации, за счет внедрения современных информационных технологий. Повсеместное 100%-ное внедрение электронной грузовой накладной и связанных с ней электронных маршрутных и финансовых документов — методически простой, современный способ снижения затрат и повышения эффективности операционной деятельности. В смежной отрасли — грузовых авиационных перевозках — внедрение электронного документооборота, так называемая система e-freight, по оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА) способна дать годовую экономию более 5 млрд долл. Нет нужды говорить о том, что внедрение единого электронного документооборота существенно повысит уровень организации перевозок, их надежность и качество, устранит ненужные посреднические звенья в грузовой автотранспортной системе.
Возможно, самой важной, системной задачей для развития рынка автомобильных грузовых перевозок и дорожной отрасли сегодня является внедрение эффективно работающей общегосударственной системы весогабаритного контроля.
Возможно, самой важной, системной задачей для развития рынка автомобильных грузовых перевозок и дорожной отрасли сегодня является внедрение эффективно работающей общегосударственной системы весогабаритного контроля (ВГК). Наличие такой системы позволит обеспечить штатную долгосрочную и безопасную эксплуатацию дорожной сети, поддержание парка подвижного состава в качественном состоянии и, в конечном счете, даст существенную экономию средств в национальной системе грузовых автомобильных перевозок и дорожной отрасли.
Нет сомнений в том, что внедрение системы допуска на рынок будет способствовать унификации принципов работы, созданию равных условий для всех участников отрасли и устранению недобросовестной конкуренции.
Параметры этого регулирования еще предстоит определить, но ни у кого, похоже, нет сомнений в том, что внедрение системы допуска на рынок будет способствовать унификации принципов работы, созданию равных условий для всех участников отрасли и устранению недобросовестной конкуренции.
Создание системы допуска перевозчиков на рынок на базе единого всероссийского реестра автомобильных грузовых перевозчиков представляется вполне реализуемой задачей.
Одним из важнейших элементов системы допуска на рынок должна стать комплексная система страхования ответственности перевозчиков, аналогичная той, которая существует в развитых странах. Внедрение современной страховой системы грузовых автомобильных перевозок, в свою очередь, позволит существенно улучшить условия лизинга автомобильной техники, повысив привлекательность российского рынка для крупных международных лизинговых компаний — в первую очередь японских и других азиатских, что может очень серьезно снизить затраты автотранспортных компаний.
- Качественное техническое обслуживание и контроль за состоянием парка автотехники.
- Высококачественная подготовка и поддержание профессиональной квалификации водителей и персонала.
- Комплексное страхование ответственности перевозчиков.
- Участие в государственных информационных системах «Платон» и «Эра-ГЛОНАСС».
Все эти меры вполне реализуемы и, по всей вероятности, смогут радикально изменить параметры рынка в лучшую сторону. Очевидно, что для максимально быстрой, корректной и эффективной реализации этих мер необходим ежедневный конструктивный диалог отрасли и властей всех уровней. Только в этом случае мы сможем добиться скорейшего соответствия российских грузовых автомобильных перевозок и дорожной отрасли лучшим мировым стандартам.