Редакция ГиД продолжает проведение ранее объявленной серии тест-драйвов новых грузовых автомобилей, доступных на российском рынке. На сей раз выбор нашего портала пал на Volvo FH Viking — флагман серии FH шведского производителя. 

По просьбе редакции ГиД данный седельный тягач протестировала опытный автомобилист и известный автоспортсмен, пилот профессиональной гоночной команды B-Tuning и мастер спорта по автоспорту Татьяна Елисеева.

Комфорт водителя

Из заявлений производителя следует, что Volvo FH Viking представляет собой образец «лимитированной серии тягачей с топовыми эксплуатационными характеристиками, изысканным комфортом водителя, высоким уровнем безопасности и заботой о топливной эффективности». Проверим, насколько эти слова соответствуют действительности.

Дизайн интерьера у Viking выдержан в строгих тонах. Пространство кабины благодаря панорамному люку расширяется за границы физического восприятия

Дизайн интерьера у Viking выдержан в строгих тонах. Пространство кабины благодаря панорамному люку расширяется за границы физического восприятия

Дизайн интерьера флагмана серии FH выдержан в строгих тонах. Приборная панель, двери, руль и сиденья обтянуты черной кожей с синей строчкой, а поручни стилизованы под эту же отделку. Пространство кабины благодаря панорамному люку расширяется за границы физического восприятия.

Удобно, что в большом количестве полок, карманов, держателей, ниш и углублений могут аккуратно расположиться все нужные и любимые вещи. Наличие автономного отопителя, стояночного климат-контроля, кофейного аппарата и холодильника — все это создает атмосферу, которую вместе с широкими спальными полками, анатомическим матрасом с наматрасником можно назвать если не роскошной, то очень уютной. Дополняет картину регулируемая интенсивность внутреннего освещения с четырьмя режимами настроек.

Из недостатков можно отметить разве что тот факт, что не до конца складывается верхняя полка спальника.

В целом рабочее место водителя очень эргономично и способно с комфортом расположить водителя практически любой комплекции. И я со своим ростом в 1 м 60 см, и мужчина почти двухметрового роста — мы оба смогли подогнать сиденье и руль в удобные для длительной поездки положения, которые обеспечивают полную видимость дисплеев.

РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ ОЧЕНЬ ЭРГОНОМИЧНО И СПОСОБНО С КОМФОРТОМ РАСПОЛОЖИТЬ ВОДИТЕЛЯ ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБОЙ КОМПЛЕКЦИИ

РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ ОЧЕНЬ ЭРГОНОМИЧНО И СПОСОБНО С КОМФОРТОМ РАСПОЛОЖИТЬ ВОДИТЕЛЯ ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБОЙ КОМПЛЕКЦИИ

Управление автомобилем

Сначала мы ездили пару часов на тягаче с демо-прицепом весом 4 т вокруг города Зеленограда по магистралям. После чего я отцепила его и пару часов поездила на одном тягаче в различных режимах.

В полу всего две педали и селектор КПП. В автоматическом режиме пустой автомобиль легко трогается с пятой передачи, а с прицепом — с третьей, что отражается на дисплее. Передача подбирается от нагрузки на оси: электроника считывает данные по осям и определяет, с какой передачи начинать и осуществлять движение.

Я попробовала ездить в двух автоматических режимах работы КПП: Econom и Power. И хотя оба режима не выходят из «зеленой зоны», в режиме Power наблюдается больше оборотов до переключения.

Внутри кабины шум двигателя слышен очень приглушенно. Мотор чутко отзывается на педаль акселератора, и создается впечатление легкости и простоты в управлении легкового автомобиля с автоматом. Реалистичности этому чувству добавляет и реакция тягача на руль, который управляется как в легковой машине — рулевой рейкой. В целом тягач чуткий на управление, а мотор отзывчивый на дросселирование даже при движении с грузом.

«В целом тягач чуткий на управление, а мотор отзывчивый на дросселирование даже при движении с грузом».

Далее я перешла на ручное управление КПП, — переключая клавиши «плюс»/«минус» и руководствуясь всплывающими на дисплее подсказками в форме стрелок «вверх» и «вниз». В определенных ситуациях это необходимо, но в моменты передвижения по перекресткам на окраине города правая рука все время была занята этими переключениями.

Пожалуй, охотно начинаешь верить специалистам «Глобал Трак Сервис» в том, что перевозчики, которые изначально скептически относились к электронной КПП, в дальнейшем всегда предпочитают автомобили с I-Shift как более удобные и экономичные в эксплуатации. По их словам, проведенный недавно конкурс «Лучший водитель Volvo» продемонстрировал, что автоматизированная I-Shift показала результаты — при трогании на льду как груженого, так и пустого автомобиля — даже лучше, чем опытные водители, использующие ручное управление или стандартную коробку со сцеплением!

Также мне было интересно наблюдать, как автоматический режим мог перескакивать через передачу или даже сразу через две, подбирая оптимальный режим движения, в то время как в ручном режиме я могла переключать передачи лишь последовательно.

Представители Volvo Trucks любезно разрешили мне «покрутить» и «позаваливать» тягач на асфальтовой площадке — для проверки работы электронной системы стабилизации. На мой взгляд, эта система работает идеально, искусственно создать нештатную ситуацию не получилось. Ни малейшего намека на снос оси или сильный крен даже при интенсивном маневрировании не отметила.

Добавлю и то, что в тягаче я не заметила каких-либо второстепенных мелочей, которые требовали бы от водителя постоянной концентрации внимания даже в простых ситуациях. Например, электрический стояночный тормоз у «викинга» автоматически отключается при начале движения в автоматическом режиме КПП.

ДВИГАТЕЛЬ У FH VIKING – 13-ЛИТРОВЫЙ ТУРБИРОВАННЫЙ, ВЫДАЮЩИЙ 540 Л.С. И 2600 Н.М. КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

ДВИГАТЕЛЬ У FH VIKING – 13-ЛИТРОВЫЙ ТУРБИРОВАННЫЙ, ВЫДАЮЩИЙ 540 Л.С. И 2600 Н.М. КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Двигатель, КПП, расход топлива

Двигатель у FH Viking — 13-литровый турбированный D13C540, выдающий 540 л. с. и 2600 Н⋅м крутящего момента. Техника соответствует экологическому классу «Евро-5».

12-ступенчатая АКПП I-Shift с однодисковым сухим сцеплением оснащена программным обеспечением для переключения передач I-Shift long haul (TP-LONG). Программное обеспечение содержит интеллектуальные функции и, по данным производителя, позволяет снизить расход топлива до 7%. А система I-Roll самостоятельно отключает привод двигателя, что позволяет сохранить инерцию автомобиля и дополнительно сэкономить топливо.

По словам представителей Volvo Trucks, конфигурация КПП поставляется в разных вариантах в зависимости от выполняемых грузовиком задач. Установленная электронная система автоматически подбирает передачи и управляет мощностью 540-сильного двигателя, поэтому о его эластичности речь вести сложно: ее хватает всегда. Даже для 60-тонных автопоездов, которые бороздят Финляндию.

Интересно, что под педалью газа имеется редко встречающаяся сейчас функция kick-down, позволяющая экстренно набрать обороты и совершить необходимый маневр.

«Система автоматически подбирает передачи и управляет мощностью 540-сильного двигателя. Поэтому его хватает всегда».

По словам представителей дистрибьютора, «викинг» поставляется в Россию с двумя вариантами передней подвески — независимой и классической балкой. Как говорят в самом Volvo Trucks, независимая подвеска на отечественных дорогах, к сожалению, не прижилась и потому у нас в основном эксплуатируются передние мосты с параболическими листами рессор.

Из вспомогательных электронных систем отмечу наличие функции трогания в подъем.

Компания-производитель подчеркивает, что у данного автомобиля усовершенствована аэродинамика. Новые спойлеры уменьшают сопротивление встречному воздушному потоку благодаря чему также снижается расход топлива.

Но в первую очередь расход сильно зависит от стиля и условий вождения. Например, в нашем случае при езде без груза расход автомобиля составил 23 л на 100 км. По данным самой компании, средний расход груженого автомобиля на магистралях — около 35 л на 100 км.

РАСХОД ТОПЛИВА ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗАВИСИТ ОТ СТИЛЯ И УСЛОВИЙ ВОЖДЕНИЯ. ПО ДАННЫМ VOLVO, СРЕДНИЙ РАСХОД ГРУЖЕНОГО АВТОМОБИЛЯ НА ДОРОГАХ СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО 35 Л/100 КМ

РАСХОД ТОПЛИВА ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗАВИСИТ ОТ СТИЛЯ И УСЛОВИЙ ВОЖДЕНИЯ. ПО ДАННЫМ VOLVO, СРЕДНИЙ РАСХОД ГРУЖЕНОГО АВТОМОБИЛЯ НА ДОРОГАХ СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО 35 Л/100 КМ

Безопасность

Наш тест-драйв прошел без каких-либо происшествий, поэтому о безопасности — только в теории.

Система предупреждения о фронтальном столкновении срабатывает в зависимости от скорости движения: она выдает звуковой сигнал, проецирует красную полосу на лобовое стекло, а если водитель не предпринял действий, то и самостоятельно останавливает автомобиль.

Еще одна интересная и умная фишка — система контроля полосы движения, которая предупреждает водителя о возможном выезде со своей полосы движения. Но в России она практически не работает из-за недостаточно хорошей разметки.

У Volvo FH 540 дисковые тормоза расположены по окружности колес. Как и любой тяжеловоз, данный тягач оснащен ретардером — «горным тормозом». У «викинга» четыре режима работы ретардера: автомат и три программных. Управляется он с помощью подрулевого переключателя.

Важный момент: на всех грузовых моделях Volvo по умолчанию установлен автоматический электронный ограничитель скорости в 90 км/ч. Теоретически эту планку можно повысить, но только через систему тяжелых согласований с представительством Volvo и заводом-изготовителем.

«На всех грузовых моделях Volvo по умолчанию установлен автоматический ограничитель скорости в 90 км/ч».
Дополнительный функционал

На дисплей бортового компьютера выводятся все текущие параметры: давление в шинах, нагрузка по осям, заряд АКБ, температура и давление масла, а также расход топлива, износ тормозов, прочие эксплуатационные и диагностические данные. Удобно, что с помощью экрана можно также выйти в Интернет, проложить маршрут в системе навигации, посмотреть данные с камер и т. п.

Слева от водителя находится небольшой пульт управления, с помощью которого с автомобилем можно делать практически все — от управления всей системой света, до изменения оборотов двигателя.

Управление задней пневмоподвеской может быть произвольным или при желании можно выбрать несколько стандартных режимов — например, для парома или магистрали.

Кроме того, на дисплее бортового компьютера или на выносном пульте отражается загрузка по осям тягача и прицепа — таким образом водитель при погрузке может сразу правильно распределить груз. С помощью поднятия или опускания задней пневматической системы также можно перераспределить нагрузку по осям. Система отражает данные и тягача и прицепа как одной системы.

Стоит добавить, что в распоряжении водителя «викинга» также имеется установленное в телефоне приложение DynaFleet. Оно позволяет отслеживать расположение, движение и уровень топлива, а также его расход и все текущие параметры автомобиля и поездки в целом.

Но раз уж водителю с таким приложением слить солярку не получится, то предлагается топливо сэкономить. По словам представителей Volvo Trucks, многие владельцы таких тягачей используют систему премий, выплачивая их водителям сразу после каждой поездки в зависимости от количества сэкономленного топлива.

Также система DynaFleet позволяет связаться с сервисной службой и передавать данные о техническом состоянии автомобиля.

Эксплуатация, сервис и стоимость
Татьяна Елисеева: «Volvo FH Viking – настоящий премиальный тягач, и недостатков у него действительно мало. Пожалуй, самый главный из них – это цена».

Татьяна Елисеева: «Volvo FH Viking – настоящий премиальный тягач, и недостатков у него действительно мало. Пожалуй, самый главный из них – это цена».

Подписка на транспортно-информационную систему DynaFleet включена в стоимость тягача Volvo FH Viking, равно как и три года фирменного сервисного контракта, а также возможность обучения водителя по программе «Эффективное вождение».

Межсервисный интервал по замене масла в двигателе составляет до 100 тыс. км, а в КПП — до 400 тыс. км (в зависимости от региона и климатических условий эксплуатации может быть снижен по рекомендации фирменной СТО Volvo Trucks).

Ну и главное: стоимость флагмана шведской марки составляет около 126 тыс. евро. Это сравнимо с основными моделями Volvo для средне- и дальнемагистральных перевозок FH 420, Volvo FH460 и Volvo FH500, цены на которые варьируются в диапазоне от 92 тыс. до 102 тыс. евро.

В качестве общего резюме хотелось бы сказать следующее. По итогам тест-драйва я смогла убедиться, что испытанный Viking — это самый настоящий премиальный тягач. И недостатков как таковых у него действительно мало. Пожалуй, самый главный недостаток для российского покупателя — это цена.

«Ну и главное: стоимость флагмана шведской марки составляет около 126 тыс. евро. Это сравнимо с основными моделями Volvo».

P.S. Редакция ГиД выражает благодарность компании Volvo Group Trucks Russia и ее представителю Олегу Васильченко, а также пилоту профессиональной гоночной команды B-Tuning Татьяне Елисеевой за помощь в подготовке данного материала.
текст: Татьяна Елисеева, Максим Алексеев
фото: Виталий Блинушов
5 октября 2017 года
РЕКАЛАМА