В настоящее время повсеместно и все шире используется подключенность и автоматизация автотранспорта. Конструкторы грузовых автомобилей первыми «стандартизировали» используемые для подключения бортовые телематические приборы и датчики. Теперь к ним присоединились и производители прицепов и оборудования, пишет французское издание Transport Info. И те и другие занимаются поиском и развитием новых информационных технологий и услуг.
Производители прицепной техники впереди всех
Награды, врученные недавно конструкторам за разработку подключенных полуприцепов, подтверждают, что данная работа является прерогативой отрасли наряду со снижением расхода топлива. Теперь прицеп становится автономным от тягача подключенным объектом, благодаря чему с помощью обычного смартфона на расстоянии можно определять его местоположение и диагностировать техническое состояние. Все производители прицепов работают над созданием аналогичных телематических систем с применением специальных приборов и встроенных датчиков.
Например, фирмы Chereau и Lamberet разработали мультиплексную электронную систему для своих полуприцепов, позволяющую управлять подключенным оборудованием из кабины тягача. Комплекс подключаемых к сети приборов обеспечивает получение необходимой информации, которая поступает на хранение в облачный сервер Интернета.
Такая технология получения и обработки информации создает безграничные возможности как для конструкторов, так и для перевозчиков. С помощью современных телематических систем стало возможным диагностировать через Интернет состояние и износ деталей полуприцепа, контролировать температуру внутри рефрижератора, закрытие/открытие дверей, нагрузку на оси и пр.
Водители могут следить за состоянием прицепов на расстоянии через мобильные приложения. Собранная и хранящаяся в облачном сервере информация о прицепах может использоваться в рамках компьютерной программы управления автопарком (TMS). Например, программа может отображать данные о техническом состоянии прицепов и предопределять сроки технического обслуживания. Она также может выводить на дисплей информацию о местоположении грузовиков на карте и данные о температурном режиме в рефрижераторах.
Производители оборудования тоже в тренде
Возможности подключенной техники столь широки, что даже производители различного оборудования для грузовиков используют эту технологию для создания автомобилей будущего, подключенных и автономных. Среди длинного списка промышленных фирм, которые с недавнего времени производят подключенные версии своей техники, можно назвать Bosch, Webco, ZF, Texa, Dekra, Actia. Для них подключенность производимой техники является средством обеспечения для клиентов надлежащего сервиса и получения необходимой информации для создания более совершенного оборудования.
Данные о реальном износе агрегатов автомобиля помогают перевозчикам в организации своевременного технического обслуживания.
Кроме того, появляется возможность изучать и обобщать статистические данные об эффективности и рабочих характеристиках оборудования для использования их при создании новых моделей, более прочных и с бóльшим сроком службы. Технические данные о работе подключенного оборудования являются ценнейшей информацией для конструкторов тягачей и прицепов, которые стремятся создать наиболее удобную для работы водителей технику.
Подключенные колеса и тормоза
Пожалуй, самыми активными в области подключенного оборудования являются производители автомобильных шин, создавшие целый ряд мобильных приложений и услуг, которые позволяют через web-порталы отслеживать уровень давления в шинах и степень износа резины. Полученная информация используется техническими центрами или автотранспортными предприятиями для своевременного ремонта и восстановления протектора. Таким образом, эксплуатационные службы в автопарках контролируют надлежащее давление в шинах, влияющее на расход топлива, и незамедлительно предупреждают водителя в случае аномалий.
Компании Continental и Michelin дополнительно оборудуют прицепы телематическими приборами, которые не только следят за состоянием шин, но и позволяют определять геолокацию и прогнозировать техническое обслуживание системы тормозов.
От оснащения оборудования к программному обеспечению
На помощь промышленным производителям колесной техники пришли логистические специалисты по управлению автопарком, которые предложили свои решения по управлению подключенными полуприцепами. Среди таковых можно назвать Novacom, Idem Teleatics, Transics, Masternaut, Vehco, Trimble или Astrata.
Не касаясь технических вопросов производства, они занялись разработкой приборов для подключения к Сети полуприцепов, предоставив также свой опыт в программном обеспечении. Для анализа получаемых технических данных от прицепа и тягача указанные фирмы работают над созданием единой программной платформы.
Другой задачей разработчиков является сокращение количества устройств для подключения к Сети, чтобы полуприцепы уже на стадии производства содержали в себе встроенное телематическое оборудование. Даже нефтяной гигант фирма Total совместно с SigFox работает над внедрением системы получения информации от подключенных полуприцепов через облачный сервис Интернета вещей IoT Cloud, используя при этом наименее затратные схемы. Total намерена распространить сферу своей деятельности на полуприцепы, конкурируя с такими небольшими специализированными фирмами, как Ekolis или Strada, предлагая при этом менее дорогие технологические решения.
Как и в случае подключенных тягачей, у перевозчиков есть выбор: или приобретать уже изначально подключенные полуприцепы, или дополнительно оборудовать их необходимыми телематическими устройствами. Но есть одна существенная проблема: большое количество используемых информационных систем.
Слишком много приложений
С появлением новых подключенных транспортных средств перевозчики вынуждены использовать различные мобильные приложения и программные интерфейсы для обработки полученной информации. Это обратная сторона медали под названием «цифровизация»: можно использовать большое количество приложений, но для каждодневной работы с ними приходится прибегать к различным функциональным средствам и интернет-платформам — какие-то для тягача и водителя, другие для полуприцепа и прочих механических устройств.
На одном портале отслеживается работа грузовиков, маршрут перевозки, потребление топлива и время водителя за рулем. На другом контролируется работа полуприцепа, качество сцепки, получаются данные о состоянии перевозимого груза, температуре в рефрижераторе, наличии свободного места в прицепе. На третьем портале собираются и обрабатываются данные о давлении в шинах и состоянии тормозных колодок.
Помимо интернет-портала на компьютере возможно использование мобильного приложения на смартфоне. Но для этого надо иметь достаточно мощные смартфоны с большим объемом памяти, способной вместить все транспортные приложения.
Также работающий с мобильными приложениями персонал должен обладать определенными знаниями в информатике, чтобы не допускать ошибок. Есть два возможных решения данной проблемы: тесное сотрудничество между провайдерами услуг или работа через интерфейс для программирования приложений API web (Application Programming Interface).
Здесь также не обойтись без тесного сотрудничества между производителями кузовной техники, оборудования, грузовых автомобилей и провайдерами с целью создания единого программного обеспечения по управлению автопарком — как по тягачам, так и по прицепам. При выполнении этого условия возможно объединение различных приложений в единый программный интерфейс и отображение его в компьютерной программе управления транспортом.
Подобные мероприятия потребуют увеличения бюджета службы IT автотранспортных предприятий. Но есть надежда, что со временем выпуск уже с конвейера подключенных транспортных средств с полноценными телематическими устройствами обяжет всех участников разрабатывать унифицированное программное решение, что неизбежно приведет к сокращению финансовых расходов.