В ходе прошедшей 14 марта ежегодной пресс-конференции в российском офисе MAN подвели итоги 2018 года и поделились планами на будущее. Пользуясь случаем, корреспондент ГиД уже по традиции взял эксклюзивное интервью у Питера Андерссона, генерального директора «МАН Трак энд Бас Рус». Что характерно, что в этом году руководитель отвечал на вопросы уже на русском языке…
– Питер, как вы оцениваете рынок новых грузовых автомобилей России в 2019 году? Больших строительных проектов нет, как и больших муниципальных тендеров. За счет чего будет формироваться и расти спрос на грузовики в России?
– Инвестиции в инфраструктурные проекты есть. Мы – как и бизнес в целом – ожидаем старта реализации крупных инвестиционных проектов в исполнение майских указов. Особенно – в области строительства, в том числе, автомобильных дорог. Дальнейшую поддержку рынку может оказать ограничение предельного возраста эксплуатации коммерческой техники, если оно будет, как это ожидается, принято в этом году.
Важно продавать автомобили в востребованных сегментах, постоянно оценивать спрос, поэтому мы продолжим наращивать долю рынка в сегменте грузовиков. В том числе – за счет дополнительного внимания к развитию сегмента спецтехники: от лесовозов и мусоровозов до автоцистерн.
Основное внимание при этом будем уделять цифровым решениям, предназначенным сделать бизнес клиентов простым и прибыльным. Мы сейчас много смотрим не только в другие секторы, но и регионы: например, на Сибирь с ее запасами нефти.
Сам по себе рынок растет, хотя это и не идет так быстро.
– Какие новые решения есть у MAN для стимулирования продаж в России? Это специальные предложения по финансированию и страхованию?
– В этом году мы запустим локальную систему телематики в России и ожидаем подключение к ней 2000–2500 грузовых автомобилей. Также мы готовимся вывести на рынок коммерческого транспорта России линейку грузовых автомобилей, оснащенных пакетами комплектации XLion.
– Внедряются ли какие-то новые инструменты — например, обратный выкуп техники?
– Мы готовы работать с этим инструментом – buy back. Но он не востребован у наших клиентов. Я думаю это связано с тем, что на данный момент клиенты предпочитают самостоятельно продавать свои машины.
В этом году мы ожидаем подключения 2000–2500 грузовых автомобилей к системе телематики в России.
Но эта ситуация изменится в будущем, так как пока вы продаете грузовики – это влечет заморозку средств. Если возвращать машину по системе buy back, брать другую и продолжать зарабатывать – получается выгоднее. Но сегодня объем сделок с данным инструментом еще очень мал.
– Вы сказали, что не будете расширять дилерскую сеть в России. При этом MAN работает в Сибири, в нефтегазовых регионах и других сложнодоступных локациях. Какие предложения вы подготовили для работающих там клиентов?
– Если не рассматривать Cибирь – у нас большая доля рынка по технике 6х6. Но это не самый большой сегмент в нашем портфолио. Мы много работаем с клиентами в Сибири и располагаем отличной высокопрофессиональной сетью сервисов в этом регионе.
– Как осуществляется послепродажное обслуживание в Сибири?
– У нас там есть сильный дилер – «Ремэкс». Компания оказывает всестороннюю сервисную поддержку и организовывает выездной сервис, если необходимо.
– А расстояния до сибирского дилера?
– Даже когда клиент находится в 500 км от станции сервисного обслуживания – механики готовы организовать выездной сервис. Они выезжают к клиенту, ремонтируют машину и потом возвращаются обратно. Поэтому мы не строим много сервисных центров в этом регионе, так как есть мобильный сервис.
Даже когда клиент находится в 500 км от станции сервисного обслуживания – механики готовы организовать выездной сервис.
– Вы рассказали, что 30% продаж MAN в России приходится на крупные автопарки (fleet) и 70% — на розничных клиентов. Как меняется это соотношение?
– Да, все верно. Если говорить о структуре продаж, то сегодня 70% – это прямые продажи. Мы очень много работаем для этого. Наши дилеры также показали хорошие результаты в 2018 году. Как вы знаете, флитовые продажи – это не так сложно, организуется и проводится тендер, в котором всем возможно участвовать.
А в рознице – больше интенсивной работы, это сложно и это приносит успех. Я доволен результатами 2018 года. Мы хорошо отработали и в этом году продолжим развивать достигнутый успех, увеличивать соотношение продаж в пользу розницы.
– Розничные клиенты в основном покупают автомобили с пробегом?
– Нет, новые.
– Но вы привозите автомобили б/у из Европы?
– Да. В 2018 году мы привезли 100 машин, все они — «Евро-6». Мы берем свежие машины и продаем в России.
– Это «трейд-ин».
– По локализации сборки в России: какие у вас планы на сотрудничество с «ГАЗом»?
– Если речь идет о сотрудничестве между Volkswagen Group (в состав которого входит бренд MAN) и «Группой ГАЗ», то есть определенные цели, но оформленных планов нет.
Я не могу в полной мере комментировать этот вопрос. Но, на мой взгляд, если производитель намерен успешно и долгосрочно работать в России, то иметь здесь партнера и локализацию – на сегодня единственный возможный вариант развития.
– Почему у компании столь небольшой объем производства в Санкт-Петербурге?
– Мы всегда смотрим вперед. Это зависит от инвестиций, где будет размещено реальное производство в будущем.
– Вы не планируете расширять производственную площадку в Питере?
– Пока что речи об этом не идет.
– За последний год Scania выпустила новую линейку грузовиков, и Mercedes—Benz выпустил обновленные версии автомобилей. Теперь мы ждем обновления линейки от MAN – даже ходят слухи, что машина тестируется и ее видели…
– Я не знаю, что будет дальше, но текущее поколение наших грузовиков очень популярно и пользуется большим спросом. На российском рынке мы занимаем третье место среди производителей «большой семерки».
И мы продолжаем фокусироваться на этом продукте. Несколько лет назад мы обновили экстерьер нашей серии TG, сделав его более ярким, и полностью переработали дизайн интерьера – для большего комфорта водителей во время работы и отдыха. У нас – хороший модельный ряд, с которым мы можем спокойно конкурировать на рынке.
– Как скоро до России дойдут какие-либо новые продукты и разработки MAN и что мы увидим в 2019 году?
– Мы планируем показать в России то, что у нас есть и что уже работает. Поэтому на ближайшей выставке Comtrans в сентябре на нашем стенде будет представлен электрический MAN TGE.
Я наслышан о легковых электромобилях, в России это направление начинает активно развиваться. И все говорят, что электрификация – это «вау!». Но пока что важнейшим вопросом остается развитие инфраструктуры: кто будет все это делать? И кто будет за это платить?
Если у вас есть электромобиль, то у вас есть несколько точек зарядки и они бесплатные. Пока это так. Но где заряжать эти автомобили – это большая проблема сегодня.
Важнейшим вопросом остается развитие инфраструктуры: кто будет все это делать? И кто будет за это платить?
Если продолжать про наши новые предложения на рынке, то также мы привезем в Россию пакеты комплектации XLion, которые мы анонсировали на пресс-конференции. У нас будет решение по телематике. И для нас это новинка, потому что это – локальная версия, разработанная с привлечением российского разработчика. Это круто.
– Вы сказали сегодня, что можете поставить свою телематику на любой автомобиль, включая технику конкурентов?
– Да, можем, когда проект будет запущен. Плюс мы делаем большое количество продуктов с локальными поставщиками. Как я сказал, мы предлагаем в том числе телематику, сделанную совместно с российским разработчиком.
Если говорить про локализацию надстроек – например, в прошлом году мы сделали премьеру вместе с нашим поставщиком «Бецема». И в этом году уже хотим номинироваться на звание «Самосвал года».
Кроме того, мы активно разрабатываем уникальные продукты и сопутствующие услуги, среди которых – наши новые решения по страхованию.
Мы делаем много локально интересных продуктов и проектов. И все эти новинки интересны тем, что созданы в кооперации с локальными российскими поставщиками.
Беседовала Татьяна Елисеева