Прошедший, 2017 год выдался успешным для немецкого производителя грузовых автомобилей MAN на российском рынке. Генеральный директор представительства компании в России Питер Андерссон рассказал в интервью порталу «Грузовики и дороги», каких целей удалось достичь и что MAN планирует сделать в нашей стране в этом году и в ближайшей перспективе.

– Господин Андерссон, насколько вы довольны итогами прошедшего года? Какие достижения компании вызывают у вас гордость за проделанную работу?

– У меня вызывает гордость тот факт, что мы смогли вернуться на восстанавливающийся российский рынок и занять на нем достойное место.
Генеральный директор представительства MAN в России Питер Андерссон с оптимизмом смотрит на перспективы компании в 2018 году (фото: MAN)

Генеральный директор представительства MAN в России Питер Андерссон с оптимизмом смотрит на перспективы компании в 2018 году (фото: MAN)

Я действительно считаю, что основной фактор нашего успеха — это наша команда. Эти люди проделали в прошлом году отличную работу и продемонстрировали настоящий профессионализм. В конце концов, они доказали всем свою эффективность.

Как результат, сегодня у нас отличная репутация на рынке, наши клиенты и дилеры верят в наш продукт — грузовые автомобили MAN.

И мне кажется, то, что позволило нам выровняться в 2017 году, позволяет с оптимизмом смотреть в год 2018-й.

– Вы готовы озвучить конкретные планы продаж на 2018 год?

– Думаю, делать прогнозы достаточно преждевременно. Но я могу сказать, что наши цели на этот год еще более масштабные, чем те, которые мы ставили на 2017-й.

– И все-таки что мешает вам стать лидером на рынке грузовой техники в России среди иностранных производителей?

– На самом деле, ничего. Все решения, которые мы принимаем, абсолютно обдуманны и обоснованны. Рынок растет очень быстро, и если бы мы захотели в прошлом году продать на 1000 грузовиков больше, мы бы их продали.

Но мы этого не сделали, потому что посчитали, что пока это неуместно. Тот продукт, который мы сегодня предлагаем своим клиентам, и те цены, которые мы на него даем, — для нас это оптимально сбалансированный бизнес.

– Чем объясняется популярность бренда MAN в России?

– Роль играют сразу несколько важных составляющих. Основополагающий фактор: это очень качественный продукт, хорошо продуманный и безупречно сконструированный. Второе — универсальность: у него огромное количество возможностей для применения, начиная от обычных перевозок грузов по обычным автодорогам и заканчивая сложной работой в экстремальных природных условиях, в отсутствие всяких дорог.

И конечно, за все те годы, что автомобили MAN официально представлены на российском рынке, клиенты привыкли к тому, что это очень надежная машина, своего рода рабочая лошадка. Она может работать очень долго, очень стабильно и очень эффективно.

«В наше время клиенты больше смотрят на общий уровень расходов в месяц, чем на изначальную стоимость покупки автомобиля».

– Мало просто продать автомобиль, клиенту нужно качественное сервисное обслуживание. Что привлекает российского покупателя?

– Сегодня клиенты, безусловно, смотрят не только на качество продукта. Важно, чтобы к этому продукту прилагался доступный и добротный сервис. Чтобы клиент понимал: он ни в коем случае не переплачивает и за свои деньги получает абсолютно весь сопутствующий сервис на должном уровне.

И, безусловно, важен вопрос финансирования сделки. Так как многие клиенты не имеют возможности приобрести новую технику за живые деньги. Поэтому важна возможность использования различных схем и методов финансирования сделки. Нужна гибкость — как при возможности покупки автомобиля, так и при последующей оплате сервиса.

Российские клиенты, с которыми мы уже общались, все больше думают об эффективности вложения своих средств. Так, например, очень важен вопрос потребления техникой топлива. Как важен и вопрос привлечения профессиональных и квалифицированных водителей на эту технику. Повторюсь, в наше время клиенты больше смотрят на общий уровень расходов в месяц, чем на изначальную стоимость покупки автомобиля.

Очень важно и то, что клиент сегодня все больше разворачивается в сторону такой услуги, как аренда автомобиля. Потому что в таком случае он фактически начинает зарабатывать на автомобиле еще до того, как он за него что-то заплатил. При этом важно, что не существует первоначального взноса, есть лишь ежемесячный арендный платеж.

Кроме того, клиент всегда может с помощью наших сервисных контрактов получать достаточную квалифицированную скорую помощь в ремонте и обслуживании. Таким образом, меняется поведение клиентов.

В этом году MAN планирует открыть как минимум четыре станции техобслуживания в России (фото: ГиД)

В этом году MAN планирует открыть как минимум четыре станции техобслуживания в России (фото: ГиД)

– На презентации MAN был озвучен план открыть четыре новые станции техобслуживания в течение года (как вариант — восемь). От чего будет зависеть конечный итог и по какому принципу выбирались города на карте России?

– Первые четыре города — это те станции, которые будут открыты однозначно. У нас уже подписаны контракты. Данные проекты находятся в стадии либо переоборудования, либо оформления, либо строительства, потому что иногда объекты строятся с нуля.

Есть и другие четыре проекта. Это те партнеры, с которыми все еще идут коммерческие переговоры, — мы работаем с ними, обсуждаем условия.

Что касается расположения новых станций техобслуживания, то это те точки, где мы чувствуем необходимость своего присутствия и наличия там надежного партнера.

– В своей презентации вы упомянули, что в перспективе не исключен запуск совместного производства в России с «Группой ГАЗ». Можете раскрыть подробности?

– Сторона, которая ведет переговоры с «Группой ГАЗ» — это Volkswagen Group (материнская структура для MAN. — Прим. ред.). Поэтому будет более корректно, если мои коллеги смогут дать вам комментарии.

Но в общем и целом — нам важно иметь собственные производственные мощности в России. И если мы говорим именно о производстве, то говорим и о компонентах. Безусловно, какая-то часть производства этих компонентов должна быть где-то локализована.

– Когда можно ожидать выхода на российский рынок легкого коммерческого автомобиля MAN TGE?

– Сам по себе продукт уже готов. Вопрос в том, каков будет бизнес-план. Потому что начало продаж зависит от целого ряда факторов, в том числе таких, как возможное изменение утилизационного сбора для иностранных брендов. А по срокам — сейчас мы говорим ориентировочно о конце 2019 года.
Линейка легких коммерческих автомобилей MAN TGE имеет широкий выбор базовых шасси и надстроек (фото: ГиД)

Линейка легких коммерческих автомобилей MAN TGE имеет широкий выбор базовых шасси и надстроек (фото: ГиД)

– Когда для российских клиентов может стать доступной система телематики RIO?

– Это проект нового поколения. Его уже начинают использовать на автомобилях в Европе. Сейчас компания MAN собирает отзывы пользователей, анализирует их и вносит необходимые изменения в работу системы.

Может быть, для нас это даже неплохо, потому что благодаря этому тестовому периоду мы получим в России уже полностью готовый, проверенный временем и доведенный до совершенства продукт.

Все машины, которые сейчас находятся в производстве, имеют в своей конструкции специальный блок, который и будет в дальнейшем носителем данной программы. Затем туда лишь просто вставляется сим-карта. И Россия не будет исключением.

– Готовы ли сейчас к работе с этой технологией российские сервисные станции и компании-дилеры?

– Именно сейчас еще нет. На самом деле телематика RIO (система автоматической передачи данных о состоянии автомобиля. — Прим. ред.) очень сильно отличается от всех существующих аналогов. Когда эта система была закрытой и работала лишь на грузовиках MAN, ее развитие, процесс обмена информацией и глубина проникновения были ограничены нашей продукцией. То есть мы собирали информацию только о своей технике и анализировали ее для себя.

Сегодня это уже открытая платформа, которая собирает информацию не только по вертикали, но и по горизонтали.

«Мы можем подключить к системе RIO грузовик любой марки. А в будущем к ней может быть подключено любое транспортное средство».
Таким образом, мы можем собирать информацию, как о себе, так и обо всем остальном, что нам нужно. Это как смартфон, который может настраиваться под то, что нужно именно вам и конкретно в данный момент.

– Следите ли вы за российским рынком грузовых перевозок и чего ждете от него в 2018 году?

– Конечно же, мы отслеживаем этот рынок. Мы можем сказать, что за прошедшие два месяца текущего года на нем не произошло никаких изменений, которые стали бы для нас сюрпризом.

Спрос на технику находится на том уровне, который продолжает тенденцию 2017 года. И цены на новые грузовые автомобили точно так же зависят от курса рубля. Банковские ставки, кредиты, инфляция — все идет в соответствии с общим развитием экономики России.

– Вы неоднократно подчеркивали, что не гонитесь за количественными показателями. Чего вам как главе российского офиса MAN хотелось бы достичь через 3–5 лет?

– Я бы хотел, чтобы наша и без того разветвленная высококачественная и доступная сеть сервисных партнеров по всей России продолжала расти и развиваться. И чтобы в нашей продуктовой линейке появился автомобиль MAN TGE, а все наши клиенты получили доступ к системе телематики RIO.

Я бы также хотел, чтобы мы стали частью автомобильной промышленности России. Собственно, мы и так уже являемся ее частью, но я хочу, чтобы мы были представлены здесь еще сильнее.

И, безусловно, чтобы мы завоевали и сохранили 25% российского рынка в грузовом сегменте. Это наша долгосрочная цель до 2020 года.

Беседовал Максим Алексеев
12 марта 2018 года
РЕКАЛАМА