На практике часто встречается ситуация, когда перевозчику или иному потребителю сложно оценить представленный в пресс-релизе продукт и корректно проанализировать обозначенные преимущества, которыми может воспользоваться потребитель, а не коммерческий отдел производителя. Совместно с изданием «Грузовики и дороги» мы решили попробовать новый формат — анализ публичных предложений производителей грузовых автомобилей. Начнем с грузовика Ford 3233S с колесной формулой 8х2, в котором автопроизводитель обещает перевозчику решить вопросы соблюдения российских весовых параметров.
В связи с увеличением полной массы автопоездов в Финляндии и Швеции, автомобили с группой из трех сближенных осей в последнее время приобрели повышенную популярность — и не только в Скандинавских странах. На профессиональном сленге любое подобное транспортное средство называют тридемом (tridem).
Из-за слабого или не совсем корректного весового контроля в России фактически не обращают внимания на такое преимущество транспортного средства, как максимальная полезная нагрузка, при соблюдении весовых параметров.
Заодно попробуем устранить и этот момент.
В Европе в первую очередь уделяют внимание соблюдению параметра полной массы. Это обусловлено тем, что сумма допустимых осевых нагрузок при соблюдении ряда технических требований больше полной массы. При сравнении суммы осевых нагрузок и полной массы последний параметр является меньшим. В России из-за несбалансированных разрешенных осевых нагрузок с полной массой в первую очередь приходится уделять внимание осевым параметрам как более жесткому ограничению. При оценке транспортного средства по осевым нагрузкам одновременно отталкиваются от двух показателей: законодательно разрешенной осевой нагрузки и технической нагрузки, установленной заводом-производителем, — выбирая из них меньший показатель. При этом в нашей стране за превышение технической нагрузки фактически не предусмотрен штраф. И это тоже приходится учитывать.
Итак, непосредственно грузовик Ford 3233S. Приятно, что компания Ford разместила геометрические и весовые параметры у себя на сайте. Однако по ним есть ряд вопросов. Видимо, при указании технически допустимой полной массы допущена ошибка и вместо 32 т, фигурирующей в видеоматериалах и названии модели, в техническом описании стоит всего 26 т, поэтому возникают вопросы по всей строке «полезной нагрузки». Также снаряженная масса дана для шасси. Она понятна для кузовостроителей, но не для конечного клиента — перевозчика. Опыт говорит, что чем ниже осевые нагрузки в порожнем состоянии, тем проще, на первый взгляд, соблюдать российские осевые параметры.
Конфигурация осей
Особенностью этого автомобиля является не совсем обычная для России конфигурация, состоящая из рулевой оси и строенной группы осей, первая из которых с одиночной ошиновкой, управляемая и подъемная на пневматической подвеске, вторая — ведущая с двойной ошиновкой на рессорной подвеске и третья — подъемная с двойной ошиновкой тоже на рессорной подвеске. Если с допустимой нагрузкой на рулевую ось вопросов не возникает, то с этой группой осей в лабиринте российского законодательства нет единого мнения даже у специалистов.
Межосевые расстояния находятся в диапазоне от 1,3 до 1,8 м. Для этой трехосной группы осей установлена сумма их масс в 21,0 т при использовании односкатных колес и 22,5 т — при двускатных колесах.
Но далее начинается самое интересное. Именно на эту позицию выпадает большинство исключений и звездочек, описанных после таблицы в Приложении № 2 к Постановлению Правительства № 272.
С одной стороны, если в группе осей присутствуют односкатные и двухскатные колеса, то действует правило нагрузки для односкатных колес. С другой — параметр, расположенный в скобках и относящийся к двускатным колесам, обозначен <**>.
Эта пометка означает, что нагрузка 22,5 т не проходит. Она установлена для транспортных средств, имеющих группы осей с односкатными колесами, но оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской, а на Ford 3233S на второй и третьей осях в группе установлена рессорная подвеска. Это значит, что допустимая нагрузка на данный тридем — 21 т. Исключения в рассматриваемом автомобиле на этом заканчиваются.
С декабря 2018 года стало немного полегче, потому что допускается неравномерное распределение нагрузки по осям и нагрузка на наиболее загруженную ось в группе, не превышающая нагрузку для одиночной оси.
Таким образом, с точки зрения российских осевых ограничений допускается 9 т на рулевую ось и 21 т на тридем. В сумме получаем всего 30 т. То есть при максимальной загрузке рулевой оси и строенной группы осей максимальная масса не может превышать 30 т. На этом нюансе уже теряем 2 т от допустимой полной массы.
Нагрузка на оси
Теперь посмотрим на технические параметры, о которых говорит производитель. Техническая осевая нагрузка на рулевую ось у Ford 3233S всего 7,1 т. Соответственно, при одновременном соблюдении допустимых и технических осевых параметров мы потеряем еще почти две тонны полезной нагрузки и полная масса этого грузовика не должна превышать 28,1 т. На практике за соблюдением технической нагрузки в России не смотрят. Можно или играть с совестью и безопасностью, перемещая центр тяжести груза вперед (если такая возможность есть), тем самым догружая рулевую ось, или как минимум поменять колеса.
Вместо колес с индексом (LI) 152, соответствующих нагрузке на одно колесо 3550 кг, установить более дорогое колесо — одинаковое по геометрии, но с индексом 154 (3750 кг) или 156 (4000 кг). При этом необходимо понимать, что другие элементы подвески, развесовка на шильде и особенно агрегаты тормозной и рулевой систем могут остаться рассчитанными на работу с осевой нагрузкой в 7100 кг. По этой причине в случае ДТП у перевозчика могут возникнуть дополнительные сложности из-за «переоборудования транспортного средства».
Теперь группа осей. Автопроизводитель говорит о максимальных осевых нагрузках в группе 7,1–12–8,7 т. Сложно представить, что при снижении нагрузки на ведущую ось до 10 т первая и последняя в сумме не смогут набрать 11 т с соблюдением норм, но теоретически подобное возможно. Производитель об этом скромно умалчивает.
Колесная формула
И еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. На самом деле колесная формула 8х2 — это когда в передней части автомобиля расположена сдвоенная группа рулевых осей, а в задней сдвоенная группа осей, первая из которых, как правило, ведущая, а вторая неуправляемая ведомая.
Представленный же автомобиль имеет колесную формулу 8х2/4. У автомобиля-тридема одно из важных преимуществ перед грузовиками с колесной формулой 8х2 или популярной у нас 8х4. В основном он ниже при прочих похожих геометрических параметрах.
На радиус разворота в первую очередь оказывает влияние колесная база. Причем в зависимости от конструкции группы осей «точка», до которой необходимо произвести расчет, совсем не обязательно будет находиться в геометрическом центре группы осей.
В зависимости от наличия или расположения рулевой оси в группе (первой или третьей) меняется радиус разворота. При выборе варианта с тридемом и одной ведущей осью, как правило, останавливаются на рассматриваемом варианте 8х2/4. Причина простая. Если рулевая ось с одинарной ошиновкой будет последней, то «толкать» средней ведущей осью первую ведомую со сдвоенной ошиновкой достаточно проблематично. А если поставить на нее односкатные колеса, то допустимой технической нагрузки группы осей будет недостаточно.
Мне милее автомобиль с колесной формулой 8х4*4 с первой и второй осями в группе ведущими, а третьей управляемой и подъемной. И все это на пневмоподвеске. Тогда можно претендовать на 22,5 т нагрузки на группу осей. А при близких геометрических параметрах радиус разворота у 8х4*4 меньше примерно на 1,5 м.
В представленном Ford Trucks автомобиле с колесной формулой 8х2/4 идет незримое сравнение с популярным в России вариантом 8х4. Исходя из допустимых в России осевых нагрузок, 8х4 может иметь полную массу около 28,5 т. Основная проблема — ограничение в 16 т на группу задних ведущих осей. Напомню, что в Европе этот параметр — 19 т. В варианте Ford полная масса тридема — 28,1 т. На самом деле использование тридема позволяет увеличить полную массу — с соблюдением осевых нагрузок — примерно до 30,7 т. Но для этого необходимо изменить геометрию транспортного средства и конструкцию рулевой оси, чтобы при равномерной загрузке на нее приходилось примерно 8,2 т, а группа задних осей должна иметь пневматическую подвеску и при равномерной загрузке грузовика на нее должно приходиться 22,5 т; при этом ни одна из осей группы не должна иметь нагрузку выше 10 т. Такие предложения на российском рынке есть, правда, по моей информации, пока не пользуются спросом, потому что в технической грузоподъемности (читать: при работе с перегрузом) проигрывают комплектации 8х4, да еще и немного дороже.
Мощность модели 3233S в 330 л. с. сегодня, скорее, отголосок прошлого, но при небольшой средней скорости движения (например, для городских перевозок) — приемлемое решение.
Пожалуй, это основные моменты, которые можно было проанализировать, опираясь на видео и материалы автопроизводителя.
Текст: Тарас Коваль, независимый эксперт, член МОЭС