В России официально ограничили время пребывания за рулем (непрерывного вождения) для физических лиц — владельцев грузовых автомобилей массой свыше 3,5 т.

Соответствующее постановление опубликовано сегодня на официальном сайте правительства страны. Документом вносятся изменения в Правила дорожного движения — в частности, в них добавляется раздел «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха».

В соответствии с новыми правилами водитель грузовика — физлицо должен приостановить управление автомобилем не позднее чем через 4,5 ч с момента попадания за руль.

Одновременно устанавливается время обязательного перерыва на отдых — продолжительностью не менее 45 мин, после которого водитель снова может продолжить автомобильное движение. «Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на две части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 мин, а последняя — не менее 30 мин», — отмечается в документе.

Общее время управления грузовым автомобилем не должно превышать 9 ч в течение любого 24-часового периода (не календарных суток). При этом допускается увеличение этого времени до 10 ч, но не более двух раз в течение календарной недели. Также время управления грузовиком не должно превышать 56 ч в течение календарной недели и 90 ч в течение двух календарных недель подряд.

Что касается отдыха водителя от управления ТС, то он должен быть непрерывным и составлять не менее 11 ч в течение любого 24-часового периода (т. н. ежедневный отдых).

«Допускается сокращение этого времени до 9 ч, но не более трех раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха, или не менее 45 ч в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха (еженедельный отдых)», — устанавливается документом.

В то же время новая редакция ПДД гласит, что в случае отсутствия места стоянки для отдыха водитель вправе продолжить управление ТС «на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности», до ближайшей стоянки, но не более чем на 1 ч.

сотрудник ГИБДД ДПС

Физлицам ограничили время управления грузовиками, поскольку требования по соблюдению режима труда и отдыха на них не распространялись (фото: ГИБДД России)

Отдельным пунктом закрепляется обязанность физлиц, осуществляющих эксплуатацию грузовиков массой свыше 3,5 т, предоставлять доступ к тахографу и карте водителя по требованию сотрудников органов госнадзора в области безопасности дорожного движения (то есть ГИБДД и Ространснадзора. — Прим. ГиД).

Напомним, что о нынешней законодательной инициативе стало известно в феврале этого года, когда был опубликован проект постановления Кабмина.

Как отмечал вице-президент РАС — член МОЭС Валерий Алексеев, документ направлен в первую очередь на регулирование и повышение безопасности дорожного движения в отношении водителей грузовиков из числа физлиц.

«Действующее законодательство требует от коммерческих перевозчиков соблюдения режима труда и отдыха. Но у физлиц нет трудовых отношений, они ездят сами по себе. Соответственно, до сих пор многие требования к перевозчикам на них не распространялись», — пояснил он тогда редакции ГиД.

Как ранее планировалось, все физлица — владельцы грузовых ТС массой свыше 3,5 т будут обязаны устанавливать тахографы на свои автомобили с 1 ноября 2019 года. Однако в итоге в начале декабря власти приняли решение предоставить им отсрочку.

Так, например, для владельцев большегрузного транспорта (массой свыше 12 т) новым сроком к обязательной установке средств тахографического контроля определен период до 1 сентября 2020 года — для ТС экостандарта «Евро-4» и выше, до 1 июня 2020 года — для ТС класса «Евро-3» и ниже.

Применительно к среднетоннажному грузовому транспорту (массой свыше 3,5 т и менее 12 т) новые установленные сроки соответственно составят: до 1 июня 2021 года — для ТС экокласса «Евро-4» и выше, до 1 марта 2021 года — для ТС экостандарта «Евро-3» и ниже.

По данным экспертов НИИАТ, по состоянию на 1 января 2019 года в России насчитывалось 6,5 млн грузовых автомобилей, из которых более половины (53,2%) составляли ТС массой свыше 3,5 т. При этом 61% грузового автопарка принадлежал физлицам.

РЕКАЛАМА